Роман Иваницкий: «На арбитражных управляющих хотят повесить проблемы закредитованности населения»

Роман Иваницкий: «На арбитражных управляющих хотят повесить проблемы закредитованности населения»

Роман Иваницкий: «На арбитражных управляющих хотят повесить проблемы закредитованности населения»

Редакции «Русбанкрот» удалось пообщаться с арбитражным управляющим и независимым консультантом юридической фирмы «Консулс» Романом Иваницким. Эксперт рассказал, какие изменения нужны новому законопроекту о банкротстве, а также высказал свою позицию о возможных разорениях на фоне пандемии коронавируса и упадка экономики.

В первом чтении Госдумой принят новый закон о банкротстве граждан. Как вы считаете, есть ли у него существенные недостатки?

Р.И.: Проектом предусматривается введение возможности внесудебной процедуры банкротства граждан, при этом обязанности по ее осуществлению и финансированию хотят возложить на саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО). 

Однако в соответствии с действующим законодательством СРО занимаются разработкой и установлением стандартов и правил, а также ведут контроль за деятельностью арбитражных управляющих. Да и вообще организации финансируются за счет взносов управляющих.

Складывается ситуация, в которой обязанность по проведению процедуры и ее финансированию возлагают на самих арбитражных управляющих. В законопроекте говорится, что воспользоваться правом на внесудебное банкротство могут граждане, не имеющие дохода и имущества, а СРО не могут осуществлять деятельность по проведению процедур. Фактически планируется передать решение проблемы закредитованности населения арбитражным управляющим в «социальную нагрузку». 

Какие изменения должны быть добавлены для лучшего регулирования сферы?

Р.И.: Первое необходимое изменение – это отмена обязанности публикации сообщений о банкротстве в газете «Коммерсантъ», т.к. они носят дублирующий характер и серьезно увеличивают расходы как юридических, так и физических лиц. 

Вторым важным изменением было бы снижение роли арбитражного управляющего как клерка, который обязан формально соблюдать требования закона в части сроков и процедур под угрозой ответственности, он должен в максимально сжатые сроки реализовать имущество. При этом необходимо увеличить его экономическую роль как антикризисного управляющего, что поспособствует изменению направленности института банкротства с ликвидационного на реабилитационный.

Сейчас довольно непростые времена, эксперты прогнозируют многочисленные банкротства и дефолты. Как вы считаете, возможны ли разорения целых стран, или кризис коснется только наиболее уязвимых сфер бизнеса – туризма, гостиниц и авиакомпаний?

Р.И.: С моей точки зрения на мировых рынках нагнетается излишняя паника – есть объективные причины, как разрыв производственных связей и снижение спроса в некоторых отраслях экономики, однако на текущий момент нет фундаментального экономического основания для жесткой стагнации экономики. Если анализировать совокупность показателей деловой активности, то можно заметить лишь небольшую волатильность с возможным трендом на снижение. 

Таким образом, я полагаю маловероятным многочисленные банкротства и дефолты, кризис возможен только в сфере услуг, которая в первую очередь страдает от падения спроса.

В последнее время часто появляются новости о банкротствах зарубежных авиакомпаний (British Airways, Flybe), связанных с эпидемией коронавируса. Грозит ли это российским авиакомпаниям?

Р.И.: Сфера пассажироперевозок испытывает не только падение спроса, но и необходимость массового возврата уже оплаченных билетов. При этом указанные доходы будущих периодов для авиакомпаний имеют решающее значение для планирования экономической деятельности. Следовательно, избежать убытков невозможно в силу объективных причин, а учитывая, что некоторые крупные  авиакомпании, например «Аэрофлот», регулярно терпят убыток от собственной деятельности и в спокойные периоды, ситуация может спровоцировать финансовые трудности даже у крупных игроков рынка. 

В начале марта Хакасия и столица Дагестана, Махачкала, заявили о возможном банкротстве. Но вероятно ли банкротство российских регионов с учетом централизированной системы власти?

Р.И.: 
В соответствии с Приказом Минфина России №1032 от 15.11.2019г. в Российской Федерации 72 из 85 регионов являются дотационными, т.е. фактически являются банкротами, поскольку не могут исполнять свои обязательства без получения дотаций из федерального центра. 

Вообще действующее законодательство не предусматривает банкротство регионов в привычном понимании – в случае критической финансовой ситуации исполнение бюджета субъекта РФ передается на федеральный уровень для внешнего управления и повышенного контроля за расходами региона. 

Как вы считаете, что опаснее для российских компаний — падение рубля или коронавирус? Что скорее приведет к банкротствам?

Р.И.: Если оценивать общие экономические риски российских компаний, то падение рубля и коронавирус не окажут решающего значения на риски банкротства, скорее стоит опасаться падения реальных доходов населения и роста задолженности домохозяйств. Это может вызвать падение спроса и общей деловой активности, а также политических и внешнеэкономических рисков. 

В связи с тем, что доля экспорта России в 2019 году сократилась до 7,7% от общего ВВП страны, а также учитывая общую сырьевую направленность экономики с большой долей импорта конечных продуктов и оборудования, падение рубля окажет скорее негативное влияние на экономическую ситуацию и спровоцирует рост цен на большинство товаров народного потребления.



23.03.2020

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook