«Жемчужная река»: как банкротился оператор дешевых туров

«Жемчужная река»: как банкротился оператор дешевых туров

«Жемчужная река»: как банкротился оператор дешевых туров

История туроператора «Жемчужная река», специализировавшегося на турах в китайский Хайнань, была быстрой и яркой.

Тысячи российских туристов, польстившихся на недорогие путевки, аферы с авиабилетами, споры с китайской стороной и, наконец, заявление официального международного оператора «Жемчужная река» о том, что они и не знали о существовании российского «филиала». Разве в современном мире такое возможно?

«Жемчужная река» врывается на рынок

В сентябре 2017 года на российском туристическом рынке довольно внезапно засияла новая звезда — «Жемчужная река» наконец-то открыла свое представительство. В реестре туроператоров компания была зарегистрирована под названием «Геркулес тревел», а вылеты под надежным крылом «Вим Авиа» (в 2018 году признана банкротом) должны были стартовать уже в начале ноября. 

Вопросы появились сразу же, и на то было несколько причин. Во-первых, «Жемчужная река» пообещала своим партнерам на российском рынке комиссию 8-12%, в то время как другие операторы предлагали не более 7-10% за агентское вознаграждение. Во-вторых, цены. «Жемчужная река» предлагала недельные туры от 19 тысяч рублей за человека при двухместном размещении на Хайнане. В качестве обоснования столь выгодного предложенияоператор заявлял, что имеет прямую поддержку китайского правительства, выделяющего дотации местным туристическим компаниям. 

Впрочем, планам летать на «Вим Авиа» не суждено было сбыться — еще до начала первых туров авиаперевозчик заявил о прекращении своей деятельности. Чтобы экстренно найти замену «Жемчужной реке» пришлось перенести туры на конец декабря 2018 года и наладить контакты с авиакомпанией «Икар». Первый рейс таки был назначен на 21 декабря 2017 года, но снова не состоялся. Официальная причина — отказ китайских властей. Чтобы окончательно не портить репутацию едва появившейся компании, было решено отправить туристов во Вьетнам на курорт Нячанг, максимально похожий на китайский Хайнань. 

«Жемчужная река»: тучи сгущаются

Вроде бы все довольны, но прошло буквально несколькодней, и 25 декабря туроператор снял полетную программуиз-за «высокой загруженности в период новогодних праздников». Да, во Вьетнам туристы тоже не полетели (кроме двух счастливых рейсов, успевших вылететь). Авиакомпания «Икар» отметила, что это была инициатива самой «Жемчужной реки».

От обязательств оператор не отказался и предложил туристам вернуть 100% средств, либо перенести «пакеты» на другие даты по той же стоимости. Но и перенесенные на январь рейсы также были отменены. 

Хотелось бы сказать, что после неудачного старта все наконец-то встало на круги своя, но нет. Туроператор то отменял вылеты, то просто урезал полетную программу, оставляя один тур в неделю. Да и с «Икаром» сработаться не удалось — к весне 2018 года «Жемчужная река» перешла уже на третьего авиаперевозчика, компанию «Алроса». А спустя месяц туроператор сообщил о подключении еще одной авиакомпании — Pegas Fly. Ближе к лету 2018 года «Жемчужная река» начала более-менее нормально работать, периодически все же создавая проблемы с вылетами. Туристы начали активно покупать путевки, обещавшие роскошные условия за небольшие деньги и были даже готовы рискнуть отменой вылета ради надежды за копейки посетить Хайнань. 

«Жемчужная река» накануне банкротства

Помимо Москвы и Санкт-Петербурга туроператор работал в Барнауле, Томске, Чите и ряде других городов Сибири и Дальнего Востока. Периодически «Жемчужная река» заявляла о расширении полетных программ и наполеоновских планах, но все они срывались. 

Первый серьезный промах произошел в ноябре 2018 года, когда 300 туристов более чем на сутки застряли в Китае из-за поломки самолета «ИрАэро» (да, еще одна авиакомпания). 2 декабря сюрприз ожидал и тех, кто собирался лететь отдыхать из подмосковного аэропорта Жуковский — они просто не вылетели. Оказалось, что оператор не оплатил полетную программу Pegas Fly. Но «Жемчужная река» все еще пыталась сохранить репутацию и отправила туристов на Хайнань, но не из Москвы, а из Санкт-Петербурга (как они туда добрались, история умалчивает). Вообще вся работа туроператора фактически состояла из постоянных промахов и попыток их уладить. Проблемы были то с китайской стороной, то с перевозчиками, то с деньгами, а точнее с их отсутствием. Судя по всему, главная проблема «Жемчужной реки» состояла в хромавшей организации.

За ситуацией наблюдало и Федеральное агентство по туризму. В итоге 12 декабря 2018 года «Жемчужная река» была исключена из реестра. Последней каплей для регулятора стал спор туроператора с «ИрАэро» — авиаперевозчик заявил, что не будет летать по программе, пока не получит долг в 2,3 млн долларов. В свое оправдание представители «Жемчужной реки» сообщили, что денег нет. На этот раз универсальная отговорка почему-то не сработала. 

Крах «Жемчужной реки»

Незадолго до банкротства у всех болеющих за туроператора появилась надежда — инвестор. «Жемчужная река» должна была получить 100 млн долларов от Aviation Service Limited, но вскоре оказалось, что инвестор сам по уши в долгах. 

Во время всей этой заварушки в Китае оставалось почти 3000 туристов (без обратных билетов), которые впоследствии были вывезены за счет средств «Турпомощи». К делу подключилась и Росавиация, обвинив «Жемчужную реку» в мошенничестве — якобы компания продавала авиабилеты уже приняв решение о прекращении полетов. 

В финале по делу неожиданно высказались Pearl RiverInternational Travel Company — собственно, оригинальная «Жемчужная река», работающая в Китае. Туроператор заявил, что российский банкрот не имеет никакого отношения к их компании и вообще не наделялся полномочиями организовывать представительство от лицаPearl River. Там также отметили, что российская «Жемчужная река» ложно выдавала себя за часть компании. 

Власти Китая в эту версию не поверили — весной 2019 года в розыск были объявлены 17 менеджеров River InternationalTravel Company. За информацию об их нахождении даже установили приличную сумму, 20 тысяч юаней (около 180 тысяч рублей). В Китае посчитали, что вся эта история нанесла имиджевый удар по туризму, а сами попытки местного туроператора откреститься от разорившегося российского собрата выглядят неправдоподобно. Кстати, мошенничество со стороны «Жемчужной реки» доказано не было. 

В финале стоит отметить, что российские операторы довольно проблематично покоряют китайский рынок. До «Жемчужной реки» с ситуацией также не справилась компания «Матрешка-тур». Теперь же на рынок вышел еще один игрок, обещающий покорить Хайнань — оператор «Тартус-Тур», ссылающийся (также как и «Жемчужная река») на помощь и прямую поддержку со стороны властей Китая. К чему все это приведет пока неизвестно, однако туристов, бронирующих путевки «Тартус-Тур» по (опять же) довольно низким ценам заранее предупреждают, что вылет может быть отменен. Понравилось бы это властям Китая, переживающим за имидж Хайнаня? Очень наврядли. Выходит, что туристический рынок может потрясти еще одна малоприятная история, тем более что в последнее время закрываются даже по-настоящему крупные операторы с историей.

Читайте другие материалы «Русбанкрота» по теме:

Банкротство Thomas Cook: что будет с «Библио-глобусом» и «Интуристом»?

Банкротство «Натали Турс»: официальный крах туроператора



24.12.2019

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook