Почему фейковая информация опасна для общества



Почему фейковая информация опасна для общества

Почему фейковая информация опасна для общества

Фейки в СМИ всегда были проблемой, но во время пандемии коронавируса вопрос встал особенно остро. Теперь недостоверная, непроверенная или показанная лишь под одним углом информация может не просто дезориентировать, но и навредить обществу, спровоцировав панические настроения среди населения.


В конце марта Госдума одобрила закон об уголовной ответственности за распространение недостоверных сведений о коронавирусе. И закон уже начал действовать – с начала апреля в стране зарегистрировано больше десятка уголовных дел. Однако важно помнить, что недостоверная информация опасна не только в случаях, когда ситуация касается пандемии. СМИ, к сожалению, довольно часто пренебрегают журналистской этикой и освещают проблемы однобоко, только ради получения широкого общественного резонанса.

С этой позицией согласился Председатель профсоюза  правоохранительных органов России и член Союза журналистов Алексей Лобарев. Он отметил, что многие редакции работают ради хайпа. В то время как для создания полноценной информационной картины, необходимо выслушать обе конфликтующие стороны.

«Выслушайте только одну сторону – и хайп вам обеспечен», — заявил Алексей Лобарев.

Действительно, зачастую случается именно так. Кстати, самые популярные фейки на сегодняшний день (те, которые заметили прокуратура и Роскомнадзор) вещают о том, что коронавируса не существует, и он прикрывает глобальный экономический кризис, прививки повысят смертность, а режим самоизоляции продлится минимум год.

До того, как государством были приняты меры по ужесточению наказания за фейки, ответственные органы каждый день регистрировали до 50 новых тем с недостоверной информацией. Сейчас эта цифра упала – до 15-20 фейков и, как правило, несущественного масштаба, малозначимые. Но, справедливости ради, стоит отметить, что СМИ не так часто подхватывают  эти темы, в большинстве случаев их распространяют пользователи в социальных сетях.

О том, как важно освещать информацию с обеих сторон и не «зацикливаться» лишь на одной позиции, Алексей Лобарев рассказал на примере истории из собственной жизни.

«Подбегает ко мне женщина и говорит, что вон тот человек поджигает ночью машины, его нужно скорее арестовать. Я спросил, уверена ли она? Она ответила, что это абсолютно точно он,  и у нее есть свидетели – нужно скорее надевать на преступника наручники и уводить его, куда следует. Подошли к «преступнику» и оказалось, что он только час как в городе, приехал вместе с женой и ищет дом друга. Все документы и билеты при нем, а вот кто поджигал ночью машины, он понятия не имеет. Поэтому всегда нужно узнавать позиции обеих конфликтующих сторон».

В эпоху фейков россиянам рекомендуется, в первую очередь, не верить информации,  которая поступила из неподтвержденных источников. Даже если речь идет о СМИ, но в тексте редакция ссылается на «друга маминой подруги» – это повод задуматься о том, реальны ли данные. Впрочем, в последнее время некоторые не гнушаются даже подделывать официальные документы. Так, например, несколько недель назад в сети появился фейковый приказ о введении комендантского часа, и многие СМИ его растиражировали, не проверив.

«У СМИ больше полномочий, чем у граждан. Во-первых, объем аудитории. Во-вторых, по  закону СМИ получают больше ответов на вопросы. Сегодня у журналистов есть огромные права, которые позволяют имзатребовать все необходимые материалы, и редакции их предоставят», — отметил Алексей Лобарев.

Наш собеседник также подчеркнул, что как артистам, поющим под фонограмму, нужно не обманывать зрителей и предупреждать, что они поют «под фанеру», так и недобросовестным журналистам следует делать приписки в конце текстов: «я выслушал только одну сторону, ко второй не обращался». 

Отметим, что сегодня население поддается огромному давлению со стороны средств массовой информации, а   неверное растолкование проблем формирует неправильное общественное мнение, которое ни к чему кроме дополнительного напряжения и паники не приводит. Мы призываем наших коллег внимательнее относиться к полученной информации и не забывать о главном правиле:  выслушал одну сторону конфликта, а затем узнай, что по этому поводу думает вторая.



21.04.2020



Возврат к списку Горячие обсуждения в обществе



Поделиться в соцсетях:




Cackle