Банкротство, налоги и корпоративное право: отличаем полезные инициативы от «удушающих»

Банкротство, налоги и корпоративное право: отличаем полезные инициативы от «удушающих»

Банкротство, налоги и корпоративное право: отличаем полезные инициативы от «удушающих»

Наше законодательство отличается значительной текучестью – субъекты законодательной инициативы не упускают возможности реформировать то, что считают необходимым. Разумеется, многие делают это из желания достичь общего блага, но не исключены ситуации лоббизма интересов определенных лиц, да и просто непонимания реальной ситуации. О том, чем полезны или, напротив, разрушительны инициативы, рассказывает вице-президент Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства Владимир Александрович Кузнецов.


Чтобы разобраться, какие предложения полезны, а что вызывает вопросы и сомнения, я проанализирую инициативы, рассмотренные в Правительстве 23 мая 2022 года.

Банкротство, госрегистрация и налоги

Законопроект «О внесении изменений в статьи 34 и 61.15 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Инициатор – Минюст.

В конце прошлого года Конституционный суд вынес знаковое для банкротчиков постановление № 49-П. Тогда контролирующее должника лицо, которого привлекли к субсидиарной ответственности, боролось за право возражать против включения требований кредиторов в реестр. Заявитель одержал важную победу для всех, кто работает в сфере банкротства: Конституционный суд признал, что для защиты интересов контролирующих лиц испрашиваемый механизм необходим, и рекомендовал законодателю внести соответствующие изменения.

Согласно проектируемым положениям привлекаемое к «субсидиарке» лицо сможет участвовать в деле при рассмотрении вопросов, способных повлиять на привлечение его к ответственности и на размер такой ответственности.

Эту инициативу можно оценить очень высоко. Проектируемые нормы предусматривают законное основание для участия в судебных заседаниях контролирующего должника лица. Раньше судебные процессы проходили без таких субъектов, лишь «наслаждавшихся» возложенной на них ответственностью. Поэтому законопроект Минюста – нужный и правильный. Конечно, хотелось бы, чтобы такие нормы существовали изначально… И это вполне могло бы стать реальностью, если бы при разработке законопроектов проводились более обширные публичные консультации с экспертным сообществом.

Законопроект «О внесении изменения в статью 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Инициатор - Минфин.

И эта инициатива – продукт, разработанный по итогам принятия постановления Конституционного суда № 51-П от 2 декабря 2021 года. Тогда поднимался вопрос о конституционности положений, позволяющих регоргану исключить из ЕГРЮЛ гаражно-строительный кооператив, не подающий отчетность и не имеющий движения по банковским счетам в течение 12 месяцев. Конституционный суд поручил законодателю исправить ситуацию, поскольку движение по счетам для некоммерческой организации – необязательный признак ведения деятельности.

Согласно законопроекту Минфина регорган в течение трех дней с даты принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ должен будет направить уведомление некоммерческим организациям, созданным в формах товариществ собственников недвижимости или потребительских кооперативов, а также лицам с правом действия без доверенности от имени указанных организаций.

Считаю, что на проблему нужно смотреть шире. Согласно проектируемым нормам обязанность регоргана дополнительно уведомлять организации распространяется только на отдельные организационно-правовые формы. Однако такой механизм нужен не только этим юридическим лицам. Допустим, налоговая вносит запись о недостоверности сведений о местонахождении компании (компания может работать по определенному адресу и 5, и 10 лет). После компанию по решению регоргана исключают из ЕГРЮЛ. Без уведомлений! Я думаю, что во избежание вреда юридическим лицам и их контрагентам каждую организацию следует лично уведомлять о предстоящем исключении.

Законопроект «О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Инициатор - Минвостокразвития.

Этими положениями предложено установить заявительный порядок применения налоговых льгот для резидентов территорий Дальневосточного федерального округа и свободного порта Владивосток. Применение пониженных тарифов страховых взносов будет возможно в течение 10 лет с момента направления резидентами налоговикам уведомления об использовании такого права.

Инициатива хороша, но ее действие довольно узконаправленное. 

Хотелось бы ориентирования экономики не на увеличение количества разноплановых мер, а на общую системную работу, которая не заставляет кого-то искать специальные возможности. Бизнесу не нужно помогать - ему главное не мешать.

Законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Инициатор – Минфин России.

Проектируемые нормы касаются налогового стимулирования отрасли информационных технологий. Предусматривается снижение до 70% минимального значения доли доходов, дающих право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов.

Это изменение достаточно важное: предыдущие значения были до 90%. И, чтобы отказать в применении льготных ставок, доходы скрупулезно высчитывались. Порой речь шла о десятых долях одного процента – но это тоже было основанием для отказа. Поэтому полагаю, что изменения поспособствуют существенному росту.

Корпоративное право

Законопроект «О внесении изменений в ст. 3 и 6 федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и о приостановлении действия отдельных положений федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Инициатор - Минэкономразвития.

Инициатива направлена на сохранение действующих фондов целевых капиталов и обеспечение их стабильности в условиях санкций, влияющих на деятельность некоммерческих организаций.

Общая суть поправок – в увеличении предельного размера средств, которые могут быть использованы специализированным фондом управления целевым капиталом на административно-управленческие расходы. 

Если говорить в цифрах, это не менее чем до 25% от дохода организации.

Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатор - Минэкономразвития.

Для акционерных обществ со статусом международной компании хотят разрешить выпуск многоголосых акций. Помимо этого, устанавливаются особенности принятия решений акционерами, а также право Правительства по изменению даты, не позднее которой должно быть зарегистрировано иностранное юридическое лицо, претендующее на получение статуса международной компании.

Обобщу это так: основная идея законопроекта – изменение структуры выпуска акций и их конвертация для компаний, претендующих на статус международных.

Земельное и градостроительное право

Законопроект «О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Инициатор - Минстрой России.

Цель этой инициативы – совершенствование регулирования проектирования, строительства, реконструкции объектов использования атомной энергии. Речь идет о необходимости выведения из-под регулирования особо опасных технически сложных объектов тех, которые на самом деле являются научными, образовательными, учебными, медицинскими. Это позволит проще проводить их реконструкцию.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатор - Минфин России.

Инициатива призвана усовершенствовать порядок предоставления в аренду публичных земельных участков сельхозназначения. Проектируемые изменения направлены на предоставление таких земельных участков гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам (под некоторыми условиями). Дело в том, что названные субъекты не могут конкурировать с более крупными компаниями при проведении аукционов. Считаю, что любая помощь гражданам дает стимул к развитию. Главное – не злоупотреблять такой поддержкой, и стараться не открывать бизнес на кредитные средства. Как правило, такие предприниматели быстро прогорают.

Отбывание наказания, алкоголь и доходы чиновников

Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты России». Инициатор – Росфинмониторинг.

Проектируемые нормы должны создать эффективный и соответствующий стандартам ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) механизм применения и отмены целевых финансовых санкций.

Общая суть поправок сводится к тому, что в законе нужно точно определить, когда можно снимать меры блокировки имущества, денежных средств. На сегодняшний момент есть лишь основания для проведения мер дополнительного контроля, а вот основания для отмены наложенных санкций отсутствуют. Это полезная инициатива, потому что не менее 30% предпринимателей страдают от незаконно наложенных на их активы ограничений.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации. Инициатор - Минюст.

Цель этой инициативы – рациональное применение наказания за совершение особо тяжких преступлений. 

Согласно проектируемым нормам у осужденного за особо тяжкое преступление появляется возможность уже при отбытии не менее половины срока сменить вид исправительного учреждения. Например, на колонию-поселение. А при отбытии 2/3 срока появляется право на замену лишения свободы принудительными работами. Таким образом, поправки позволят не имеющим нареканий заключенным как можно скорее социализироваться, выйти на свободу либо получить менее строгие условия содержания.

Законопроект «О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Инициатор - Минюст.

Цель этой инициативы – сократить срок фактически отбытого наказания осужденными за совершение особо тяжких преступлений с 2/3 до половины, после которого возможен перевод из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.

Законопроект «О внесении изменений в ст. 14 федерального закона «Об экологической экспертизе». Инициатор – Минприроды.

Этим законопроектом Минприроды хочет снизить возможность влияния общественных слушаний на то, где можно размещать мусорные полигоны; как их следует содержать в период, когда они активно функционируют, а также - когда они законсервированы.

Законопроект «О внесении изменений в ст. 380 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатор – Минфин.

Здесь власти стремятся снять ограничения на продажу товаров в магазинах беспошлинной торговли тем, кто вылетает из России в государства-члены Евросоюза. Инициативу можно оценить положительно – снижение количества ограничений даст возможность реализовывать больше российских товаров.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российский Федерации». Инициатор – Минтруд.

С принятием этого законопроекта виды доходов чиновников можно будет детализировать. То есть узнать, где занимающее госдолжность лицо деньги заработало - в педагогической, научной, творческой деятельности и т.п. Интересно!

Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Обращаю внимание на следующие важные моменты: «Проектируемые нормы направлены на то, чтобы больше производителей пива, сидра и медовухи начали оснащаться автоматическими средствами. Полагаю, что это несвоевременное решение, которое увеличит нагрузку на малых производителей, то есть негативно повлияет на малый бизнес.



26.05.2022


Читайте также:


Возврат к рубрике Люди



Поделиться в соцсетях:




Cackle