Розничная торговля топливом в России потеряла рентабельность

Розничная торговля топливом в России потеряла рентабельность

Розничная торговля топливом в России потеряла рентабельность

Участники топливного рынка России обеспокоены возможностью банкротства независимых автозаправочных станций. Публичное заявление об этом сделал представитель корпорации Shell Виталий Маслов. По мнению эксперта, сложившаяся ситуация на рынке, связанная с опережающим ростом оптовых цен на дизельное топливо и бензин, может обанкротить около 60% рынка АЗС.


Российские переработчики нефти оправляют на экспорт до половины всего производимого дизельного топлива, около 15% бензина. Причиной такой политики НПЗ являются более привлекательные для максимизации прибыли цены.

Постепенное выравнивание цен становится причиной роста цен внутри страны. За 2021 год он составил около 25-30%. Однако розничные цены увеличились только на 3-6%. Смогут ли независимые продавцы (на рынке их доля составляет около 2/3 от всех АЗС) выдержать подобный диспаритет, работая 8 месяцев ниже порога рентабельности?

Пессимистичную оценку происходящего на рынке страны дает Павел Баженов, управляющим «Независимым топливным союзом». В интервью изданию «Газета.Ru» он заявил об убытках, преследующих независимых операторов последние месяцы. Особенно сложной он назвал ситуацию с топливом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где сохраняется проблема дефицита сырья на оптовом рынке.

Конечно, крупные компании выдержат период отрицательной рентабельности. По словам Маслова, занимающего пост директора по развитию автозаправочной сети Shell, в этом году каждый литр проданного в розницу бензина приносит 1,5 руб. убытка.

Пережить кризис смогут вертикально интегрированные фирмы, у которых есть возможность продавать топливо оптом и экспортировать его за рубеж. Их интегрированная маржа легко покрывает убытки от розницы. Однако таких АЗС на рынке РФ меньше трети. Основную часть операторов «на длинном плече» ждут банкротства.

По мнению экспертов, нынешний демпферный механизм, установленный в России, дискриминирует субъектов независимой розницы. Крупные нефтяные холдинги получают субсидии от государства, позволяя себе продавать оптом по более высокой цене, а стоимость топлива на подконтрольных АЗС держать заниженной.

Это ведет к монополизации рынка, при которой выживут лишь крупные игроки. Скорее всего, предполагают аналитики, топливный рынок ждет активное вмешательство властей и даже введение запретов на экспорт топлива за рубеж, если ситуацию не удастся нормализовать в ближайшее время.


13.09.2021

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook