Зачем Россия пересматривает налоговый режим с другими странами

Зачем Россия пересматривает налоговый режим с другими странами

Зачем Россия пересматривает налоговый режим с другими странами

Управляющий партнер юридической компании «Консулс» Екатерина Романова подготовила подробный аналитический материал о деоффшоризации в России. Зачем пересматриваются налоговые режимы, и может ли страна оказаться в ситуации максимально низкой инвестиционной привлекательности?

На данный момент существует мировая тенденция по ужесточению регулирования использования иностранных компаний, в том числе и оффшорных. Международные организации ОЭСР и ФАТФ разработали определенные механизмы по борьбе с отмыванием денег. Многие страны начали использовать данные механизмы, и Россия не является исключением – этот процесс получил название деоффшоризация.

С 2014 года Россия начала принимать меры по ужесточению регулирования использования иностранных компаний, в том числе и оффшорных. Меры включают в себя:

  • введение концепции «фактического получателя дохода», ограничивающей злоупотребление льготами по СОИДН;
  • принятие законодательства о контролируемых иностранных компаниях, обязывающего своевременно уведомлять налоговую службу России о наличии иностранных компаний, предоставлять аудированную отчетность по такой иностранной компании и уплачивать соответствующие налоги на территории РФ;
  • введение концепции налогового резидентства юридических лиц для признания компаний, не ведущих реальной деятельности в другой стране и управляемых с территории РФ, налоговыми резидентами РФ;
  • применение правил трансфертного ценообразования для контроля использования рыночных цен в расчетах между такими зависимыми компаниями;
  • использование автоматического обмена банковской информацией (CRS – Common Reporting Standards);
  • взаимодействие с органами финансового контроля других юрисдикций, включая запрос информации о компаниях по месту их регистрации.

В продолжение данного списка Россия начала пересматривать налоговый режим с некоторыми странами. В частности, в 2020 году Россия подписала с Кипром протокол по изменениям в Соглашение об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Теперь с дивидендов и процентов, которые выводятся на Кипр, в России будет взиматься налог по ставке 15% (сейчас ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5-10%, а на проценты по займам - до 0%).

Минфин РФ также согласовал введение изменений в СОИДН с Мальтой и Люксембургом.

По этому же вопросу продолжаются переговоры с Нидерландами. Вдобавок ко всему вице-премьер Алексей Оверчук заявил, что предложения об изменении СОИДН могут быть направлены также Швейцарии и Гонконгу.

Массовый пересмотр СОИДН, который проводит Правительство РФ, связан с тем, что в марте 2020 года президент Владимир Путин заявил, что выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие в офшорные юрисдикции, «должны облагаться адекватным налогом».

В то же время обоснованность данных действий является крайне спорной. Государства, с которыми на данный момент осуществляется или планируется пересмотр СОИДН не относятся к оффшорам по определению.

К оффшорам относятся такие государства, как, например, Британские Виргинские Острова, Белиз, Сейшельские Острова и Панама.

В этих государствах компании не платят налоги, не ведут отчетность и практически не раскрывают никакой информации. А вот компании, зарегистрированные в государствах, с которыми пересматривается СОИДН, действуют по абсолютно другому принципу. Кипр является низконалоговой юрисдикцией со ставкой налога на прибыль 12,5%, в Гонконге действует территориальный принцип налогообложения и в случае применения соглашений ставка налога на прибыль составляет 16,5%, а Люксембург, Швейцария и Мальта вообще являются классическими европейскими юрисдикциями.

Таким образом, действия Правительства РФ по пересмотру СОИДН никак не относятся к рекомендациям ОЭСР и ФАТФ по борьбе с отмыванием денег. Они направлены не на борьбу с занижением налоговой нагрузки путем незаконного налогового планирования, а на максимальное аккумулирование налоговых доходов в РФ.

Важно, что вышеуказанные государства относятся к списку самых крупных инвесторов, имеющих СОИДН с Россией. Следовательно, массовый пересмотр СОИДН и увеличение налогового бремени на иностранные инвестиции в РФ, к которому он приведет, вызовет существенное снижение и так низкого уровня инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов, а также к ликвидации российской части трансграничного бизнеса.

 



14.09.2020

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook