Энгельсский локомотивный завод продадут одним лотом

Энгельсский локомотивный завод продадут одним лотом

Энгельсский локомотивный завод продадут одним лотом

27 февраля 2020 года прошла пресс-конференция по ситуации, сложившейся вокруг Энгельсского локомотивного завода (ЭЛЗ). В роли ответственного за кризисные коммуникации на ней выступил глава министерства промышленности и энергетики Саратовской области Андрей Архипов. Основная идея, в которой он постарался убедить пришедших журналистов, состояла в том, что завод новый и будет работать, даже если суд признает его банкротом. Почему министру пришлось внушать представителям СМИ мысль о работоспособности предприятия в преддверии банкротства?

Банкротить ЭЛЗ ранее начало АО «ВЭБ-лизинг», направив соответствующий иск в АС Саратовской области. Дочерняя структура Внешэкономбанка стала инвестором проекта в 2013 году. Тогда идея выпуска современных локомотивов, имеющих специальную опцию последней мили и способных работать на постоянном и переменном токе, впечатляла. Станислав Гамзалов, контролирующий в Саратовской области несколько компаний, связанных с вагоностроением, увлек своей инициативой не только руководство банка-инвестора, но и представителей канадского концерна Bombardier Transportation.

В 2015 году на заводе провели торжественную церемонию открытия новых корпусов, показав несколько новых образцов локомотивов. Пригласили губернатора, митрополита, членов правительства и депутатов. Председатель «Внешэкономбанка», присутствовавший на церемонии, уже тогда сообщил о рисках, связанных с открытием нового завода. При этом он выразил надежду, что свою нишу на рынке предприятие должно все-таки найти. Однако этого не случилось.

Инвестиции в строительство составили 6,7 млрд руб. Планировалось, что завод ежегодно будет производить 150 локомотивов, но бизнес-модель не сложилась. Выяснилось, что покупать продукцию предприятия за рубежом никто не планирует. 

На спрос косвенно повлиял еще и внешнеполитический аспект, связанный с санкциями против России. Единственный потенциальный покупатель в России (естественная монополия в лице РЖД) интереса к продукции завода также не проявил — в результате построенное в соответствии с современными техническими требованиями высокотехнологичное предприятие оказалось попросту никому не нужно. И начались судебные мытарства и споры с инвестором, который продолжал требовать выплаты процентов, лизинговых платежей и возврата долга. В итоге к настоящему времени в суде рассматривается заявление о банкротстве. АСГМ вынес решение о взыскании с завода задолженности в 9,4 млрд руб. (дело № А40-192053/2017). 

Руководителю регионального министерства приходится публично озвучивать прогнозы, касающиеся дальнейшей судьбы завода. Чиновник постарался в своей речи показать, что ситуация с ЭЛЗ принципиально иная, чем у других компаний-банкротов — новое предприятие, созданное по последним техническим стандартам, нельзя просто так растаскивать и закрывать. Поэтому, скорее всего, даже в случае банкротства завод постараются продать одним лотом новому инвестору, чтобы хотя бы частично покрыть долги перед предыдущим. То, что на заводе работают люди, ставит перед региональными властями непростой социальный вопрос. Вот только как решить его без снятия долговой нагрузки – большая загадка.



28.02.2020

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook