Отмена моратория: массовым банкротствам быть?

Отмена моратория: массовым банкротствам быть?

Отмена моратория: массовым банкротствам быть?

Руководитель направления юридической компании a.t.Legal, входящую в международную ассоциацию юридических фирм LawBridge (www.LawBridge.law) Михаил Чернышев подготовил материал о том, что же будет в стране после отмены моратория на банкротство. Реален ли негативный сценарий, и что в этом случае делать?


Государство решило больше не продлевать действие моратория на банкротство. Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 №1587, которым был установлен новый срок моратория, введенный первоначально с 6 апреля 2020 года, утратило силу 8 января 2021 года в связи с истечением срока действия документа. Теперь в отношении индивидуальных предпринимателей и организаций, которые были отнесены Правительством к числу наиболее пострадавших от пандемии отраслей, действует общий порядок признания должника банкротом.

Соответственно, прекратили свое действие ограничительные меры и льготы, предусмотренные ст. 9.1 Закона о банкротстве о моратории (например, приостановление исполнительных производств, начисления процентов по ст. 395 ГК РФ и иных финансовых санкций и т.д.).

В связи с отменой моратория восстановлены особенности процедуры. Так, если «до» или «в период» действия моратория кредитор опубликовал уведомление о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, но так этого и не смог сделать, то ему надо будет снова подавать такое уведомление.

Что касается дел о банкротстве, возбужденных в течение 3 месяцев после прекращения моратория (до 7 апреля 2021 года) в отношении должников, на которых он распространялся, будут действовать некоторые особые правила рассмотрения, установленные п.4 ст. 9.1 закона о банкротстве. Они касаются определения периодов признания лиц заинтересованными по отношению к должнику, периодов недействительности сделок должника, даты, на которую определяется размер требований, порядка голосования при утверждении мирового соглашения, момента, с которого требования считаются текущими, повышения очередности требования контролирующего должника лица о возврате компенсационного финансирования, предоставленного во время моратория.

24 декабря 2020 года Пленум Верховного Суда РФ утвердил постановление № 44 «О некоторых вопросах применения положений» ст. 9.1 Закона о банкротстве, содержащее много ценных и актуальных на ближайшее время разъяснений.

Отмена моратория на банкротство прогнозируемо приведет первоначально к росту количеств заявлений в суд о признании должников несостоятельными за счет отложенных заявлений, в том числе на основании решений об удовлетворении исков к должникам, полученных в период действия моратория, рассматривать которые мораторий не запрещал.

По итогам 2020 года количество корпоративных банкротств снизилось почти на 20%, что, скорее всего, является следствием 9-месячного моратория. За первые дни после отмены моратория количество принятых судами заявлений о банкротстве пока не отличается от средних значений за предыдущие периоды.

Тревожным сигналом выглядит резкий рост в 2020 году банкротств физических лиц – более чем на 72% по сравнению с 2019 годом. Однако в силу новизны инструментария статистика личных банкротств не может пока являться «барометром» общего состояния экономики и снижения личного потребления граждан.

Взвешенная и объективная оценка результативности моратория может быть дана только по истечению хотя бы полугода, когда в наличии будет более масштабная статистика.

Сведения за 6 месяцев позволят составить представление о действительных экономических последствиях пандемии, т.к. предполагаем, что после отмены моратория «естественный уровень» банкротств будет несколько выше за счет предприятий из пострадавших отраслей.

При этом никто не ожидает банкротств попавших под мораторий системообразующих предприятий и других крупных игроков, например, авиакомпаний, которым государство оказало довольно значительную поддержку. Как правило, довольно устойчивыми являются и предприятия розничной торговли.

В случае же реализации негативного сценария, заключающегося в кратном росте числа банкротств, правительство будет вынуждено принимать экстренные меры, как связанные с «реанимацией» уже апробированных инструментов (тот же мораторий), так и изыскивать новые механизмы поддержки. В любом случае практики давно ждут нового закона о реформе института банкротства, проект которого уже предполагает отмену трех процедур (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) и создание новой реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов с очень гибким планом реструктуризации, который будет действовать в течение четырех лет с возможным продлением.



25.01.2021

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook