Согласно сведениям Центрального банка России за I квартал 2023 года, в среднем за один день россияне совершают около 20 тысяч операций с переводами денежных средств на общую сумму более 8 млрд рублей. Анализ показывает, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество операций в текущий период увеличилось почти в два раза, однако, общая сумма переводимых средств уменьшилась на 2 млрд рублей. Подробнее в вопросе разбирался адвокат Амир Какимов.
Приведенная статистика свидетельствует о том, что, независимо от суммы перечисляемых денежных средств, нагрузка на банковскую систему по количеству производимых операций возрастает, а это в свою очередь повышает риски возникновения ошибочных переводов. И в таких ситуациях все большую актуальность приобретает вопрос о возможности взыскания с банков убытков за ошибочный перевод по вине кредитной организации.
Важно отметить, что закон защищает клиентов банков на разных уровнях: от гражданского кодекса до специальных законов. Примером может служить Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», в ст. 24.1 которого упоминается о стандартах деятельности кредитной организации. Однако судебная практика по защите прав пользователей банковских услуг складывается неоднозначно.
И прежде всего, суд будет исследовать вопрос вины банка в допущенной ошибке. Например, в определении второго кассационного суда N 88-21412/2021 от 21.09.2021 г. суд указал, что банком «не доказано отсутствие вины в причинении ущерба, так как, выдавая данные денежные средства, сотрудник банка должен был убедиться в знании получателем перевода уникального контрольного номера перевода, проявить должную осмотрительность и внимательность при совершении операции, что не исключало даже и возможность отказа в выдаче перевода». В другом случае, который был рассмотрен Череповецким городским судом Вологодской области, перевод осуществлялся гражданином в адрес юридического лица при покупке стройматериалов. Суд установил, что «ответчик, как банк получателя денежных средств, произвел их зачисление на счет другого юридического лица, не указанного в платежном поручении, по причине непроведения проверки ИНН получателя денежных средств — клиента банка.
В данном случае ответчик должен был перед зачислением денежных средств получателю сверить все реквизиты с платежным поручением, включая ИНН, и отказать в зачислении на счет клиента денежных средств. В результате ненадлежаще оказанной банковской услуги по вине банка причинен материальный ущерб».
То есть в рассмотренных выше ситуациях судами упоминается презумпция отказа банка в обработке операции при наличии любого несоответствия или сомнения сотрудника в правильности перевода. Как итог — в приведенных случаях суды признали наличие убытков, взыскали с банков проценты за пользование чужими денежными средствами, взыскали траты на юридическую помощь и присудили клиентам компенсацию морального вреда.
Судебные решения из рассмотренных примеров можно связать с невнимательностью сотрудников банка, которые должны были проявить осмотрительность при осуществлении операций и тщательнее сверять данные отправителей и получателей перечислений. Но есть и иные случаи неверных переводов, которые связаны с прямым умыслом работников банков. Например, в Определении Верховного суда Российской Федерации N 21-КГ22-6-К5 от 01.11. 2022 отмечается, что сотрудник банка умышленно из корыстных побуждений, с целью хищения чужого имущества путем злоупотребления доверием, пользуясь своим служебным положением, составил от имени клиента банка поручение на перевод акций на свое имя.
Верховный суд отметил, что право клиента на возмещение ущерба и на получение возмещения в конкретном размере, определенном судом, возникает после вынесения приговора. В судебном акте Верховного суда формируется вывод, что убытки взыскиваются за переводы не только по невнимательности, но и по злому умыслу самих работников банка. В подобных ситуациях путь к защите интересов клиента будет иной.
С одной стороны, необходимо добиться возбуждения уголовного дела, что потребует времени, но с другой стороны, приговор суда – это уже само по себе серьезное доказательство, которое послужит основанием для взыскания с банка убытков уже в рамках отдельного гражданского иска. Клиенту банка важно помнить, что убытки за ошибочный перевод точно не взыщут, если:
- клиент сам передал третьим лицам конфиденциальную информацию, предоставив им возможность списать средства со счета (сообщил номер банковской карты, срок ее действия, одноразовые коды и др.).
- суд установит, что денежные средства списаны с учетом полученных от клиента распоряжений путем введения им паролей, то есть с его согласия, с надлежащим уведомлением клиента о проведенных операциях
Фото из личного архива Амира Какимова
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.