Как правильно проверить контрагентов

Как правильно проверить контрагентов

Как правильно проверить контрагентов

Главный налоговый консультант юридической фирмы Tax Compliance Юлия Павлова подготовила для «Русбанкрота» актуальный материал с подробностями грамотной проверки контрагентов. Эксперт рассказала, как избежать сомнительных контрагентов и подстраховать себя от нежелательных проверок.


Сомнительные контрагенты могут стать основанием для предъявления претензий со стороны налоговых органов. Практика проведения выездных налоговых проверок в рамках ст. 54.1 НК РФ демонстрирует доначисление НДС и налога на прибыль в полном объеме. Это происходит в случаях, если невозможно доказать реальность выполненной услуги (поставки товаров), либо присутствует умысел в получении налоговой выгоды в процессе формирования сделки. Чтобы избежать подобных последствий, стоит при проверке контрагентов использовать критерии, по которым ФНС России оценивает налоговые риски.

Данные о регистрации юридических лиц

Проверить данные о регистрации юрлиц стоит по выписке из ЕГРЮЛ, получить которую можно с помощью онлайн-сервиса, зная наименование и реквизиты организации. Отсутствие сведений о контрагенте в реестре влечет ничтожность всех заключенных с ним сделок и признание всех соответствующих расходов необоснованными. 

Стоит заострить внимание, где фактически находится контрагент, не является ли данный адрес массовым. 

Для этого существует реестр адресов массовой регистрации. 

Деловая репутация

Оценить деловую репутацию контрагента можно на основании использования информационных ресурсов (сайт организации, СМИ). Стоит обратить внимание на наличие сайта у компании и его актуальность. Поищите сообщения и отзывы о контрагенте в СМИ и посмотрите, в каком контексте упоминается компания. 

Налоговая отчетность

Обязательно стоит проверить исполнение налоговых обязательств и сдаче отчетности на основании общедоступных информационных ресурсов. Существует реестры организаций, которые, вероятно, не платят налоги. Например, ФНС составляет реестр организаций с номинальными участниками. Присутствие контрагента в данных реестрах вероятнее всего говорит о нарушении налогового законодательства и отсутствии реальной деятельности. 

ФССП России

Обязательный этап проверки контрагента – мониторинг сведений о нем в базе ФССП России и картотеках судебных дел. В первом случае наличие информации говорит о том, что компания ведет реальную деятельность. Но нужно посмотреть, сколько у контрагента невыполненных обязательств, что это за обязательства. Само по себе наличие долга в базе ФССП России еще не говорит о недобросовестности контрагента, но если таких долгов много, то велика вероятность, что это сомнительная компания. 

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерскую отчетность организации можно проверить по соответствующей системе предоставления данных Росстата. Сначала посмотрите, есть ли у контрагента обязанность предоставлять отчетность Росстату в силу закона. Если такая обязанность есть, но компания ее не исполняет, это говорит о нарушении требований законодательства, с большой долей вероятности – о неуплате налогов и сборов и об отсутствии реальной деятельности. К тому же финансовый анализ отчетности позволит проанализировать размер активов контрагента и его деятельность. 

Оценка контрагента по указанным критериям позволит снизить риск заключения сделки с недобросовестными компаниями. 

Конечно, стоит понимать, что оценивать контрагентов надо на основании совокупности этих данных, причем лучше не пренебрегать какими-то отдельными пунктами. Результаты такой проверки надо сохранить, лучше всего даже сделать отдельные досье по контрагентам и периодически их обновлять. Это будет доказательством проявления должной осмотрительности при возникновении претензий со стороны налоговых органов.

 



20.02.2021

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook