Как опознать контрагента в преддверии банкротства?

Как опознать контрагента в преддверии банкротства?

Как опознать контрагента в преддверии банкротства?

Руководитель практики «Банкротство» консалтинговой компании «Кучерена Групп» Анастасия Пылаева подготовила для «Русбанкрота» развернутый материал, рассказав, как вычислить признаки банкротства у контрагента и уберечь свою компанию.


Число банкротств юридических лиц в Российской Федерации начало стремительно расти. По данным Федресурса в первом полугодии 2021 года количество корпоративных банкротств выросло на 9,2% к такому же периоду 2020 года. Число введенных судами процедур наблюдения выросло на 26,1%, количество намерений кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве выросло до 15955 – на 29,7%.

В целом, такой рост неудивителен и был спрогнозирован экспертами еще в начале пандемии в 2020 году.

Тогда число процедур, напротив, снизилось в связи с введением в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» новой реабилитационной процедуры – моратория, а позднее возможности должников воспользоваться судебной рассрочкой.

Но как показало время, данные процедуры были для большинства кредиторов лишь временным сдерживающим фактором. Сейчас, в середине 2021 года, мы наблюдаем удручающую картину – количество возбужденных дел о несостоятельности компаний и загрузка банкротных составов арбитражных судов с каждым днем увеличивается.

Более того, сейчас можно говорить о включении механизма так называемой «цепной реакции банкротств», поскольку несостоятельность одной из компании группы, активно участвующей в перераспределении денежных потоков, неизбежно отражается на финансовой стабильности иных элементов данной структуры. Аналогичная ситуация и при взаимодействии юридических лиц в сфере строительства, общепита и во многих других отраслях – невозможность получить причитающиеся денежные средства в разумные сроки поставщику или подрядчику также не может в большинстве случаев не отразиться на его работе.

Для бизнеса сейчас очень важно своевременно мониторить риски, связанные с возможной неплатежеспособностью контрагентов и оперативным реагированием на появление проблемной задолженности.

Осуществлять мониторинг можно разными способами. Мы условно разделяем все инструменты для выявления проблемных контрагентов на несколько групп:

  • официальные источники;
  • специальные сервисы;
  • интуитивные механизмы.

К первой группе источников мониторинга контрагентов относятся государственные сервисы. Их и перечислим.

  1. Федресурс, с помощью которого можно получить информацию о намерении тех или иных лиц обратиться с заявлением о признании банкротом вашего контрагента.
  2. Картотека арбитражных дел, где также можно получить информацию как о наличии возбужденных дел о банкротстве в отношении юридического лица, так и о наличии большого количества исков, где контрагент является ответчиком (часто свидетельствует о временных трудностях или скором банкротстве).
  3. Проверка наличия возбужденных против контрагента исполнительных производств на весомые по сравнению с размерами его активов суммы проводится с помощью созданного на сайте «Банка исполнительных производств».
  4. Мониторинг данных годовой бухгалтерской отчетности контрагента ведется с помощью сервиса ФНС РФ – «звонком» может быть фиксация существенного по размеру убытка, резкое увеличение размера кредиторской и дебиторской задолженности.
  5. Выписки из ЕГРЮЛ в отношении контрагента на текущую дату также можно получить на официальном сайте ФНС РФ – в ней может быть отражена смена реального управленца на номинального директора, а также внесена запись об инициировании процедуры ликвидации, что чаще всего свидетельствует о скором признании юридического лица несостоятельным (банкротом).
  6. И наконец, размещение официальной информации о введении той иной процедуры банкротства в отношении общества идет в виде публикаций арбитражного управляющего на ЕФРСБ, а также в виде сообщений в «Коммерсантъ» о признании лица банкротом и открытии реестра для предъявления требований кредиторов.

Поскольку, проверка контрагентов по всем вышеперечисленным источникам занимает длительное время, сейчас разработано большое количество достаточно удобных сервисов для комплексной проверки контрагентов по множеству критериев. Например, сервис «СПАРК», «КонтурФокус», а также «Кейсбук» – как правило, дополнительно в них присутствует и аналитическая информация (графически, в виде маркеров и справок) о рисках работы, наличии признаков «компании–однодневки», а также, например, информация о наличии/отсутствии задолженности перед бюджетом, что часто свидетельствует о признаках неплатежеспособности.

Последнюю группу составляют интуитивные методы выявления проблемных контрагентов. На экономическую нестабильность может указывать:

  • заниженная цена услуг, работ, предлагаемых товаров (возможно контракт с вами является последним шансом для погашения долгов перед иными кредиторами);
  • негативные отзывы о данном юридическим лице на рынке;
  • работа только после внесения большой предоплаты (не всегда свидетельствует о проблемах, но часто указывает на отсутствие собственных оборотных средств);
  • частые просьбы произвести оплату на иные расчетные счета, в том числе и не принадлежащие данному контрагенту;
  • получение официальных и неофициальных писем о рассмотрении возможности изменения сроков оплаты и т.п.

Перечень не является исчерпывающим и может свидетельствовать лишь о временных трудностях, но в совокупности с иными методами мониторинга контрагентов, на наш взгляд, может позволить своевременно предпринять меры для взыскания задолженности. Также это поможет принять решение о дальнейшей работе с тем или иным лицом, что существенно снизит банкротные риски и для компании.



12.08.2021

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook