www.LawBridge.law) Павел Ганин подготовил для «Русбанкрота» подробный материал об изменении законодательства о банкротстве в новейшей истории России – с 1992 года и по сей день.

" /> Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год
Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Адвокат и партнер юридической компании a.t.Legal, входящей в международную ассоциацию юридических фирм LawBridge (www.LawBridge.law) Павел Ганин подготовил для «Русбанкрота» подробный материал об изменении законодательства о банкротстве в новейшей истории России – с 1992 года и по сей день.


Законодательство о банкротстве в РФ получило свое системное отраслевое развитие в 1992 году, на этапе значительных экономических изменений в стране. За это время оно претерпело немало изменений, следуя за все усложняющимися правоотношениями в рамках гражданского оборота.

Закон о банкротстве 1992 года

Первым нормативным правовым актом в указанной сфере стал Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – «Закон 1992 года»).

Несмотря на значительное количество недостатков, данный Закон впервые регламентировал основные понятия в области несостоятельности (банкротства) предприятий, определил виды процедур банкротства и иные важные моменты, которые ранее фактически не были известны советскому и российскому правопорядку.

Так, в соответствии с Законом 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника.

Лицами, имеющими право подавать в суд заявление о признании банкротом, являлись должник, его кредиторы и прокурор.

По нормам Закона 1992 года в отношении должника применялись следующие процедуры:

  • реорганизационные: внешнее управление имуществом и санация;
  • ликвидационные: принудительная ликвидация по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация под контролем кредиторов и ликвидация в процессе конкурсного производства;
  • мировое соглашение.

Закон 1992 года не предусматривал многих важных положений, в частности, механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного закона были нечеткими и довольно обобщенными.

Само наличие внимания законодателя к указанной сфере регулирования наглядно показывало значимость данных норм для налаживания нормальных экономических отношений в стране.

Данное законом 1992 года определение несостоятельности зачастую являлось основанием для затягивания судебных процессов по делам о банкротстве на долгие месяцы, поскольку представлялось достаточно сложным доказать превышение обязательств над стоимостью имущества должника при наличии неудовлетворительной структуры баланса.

В сравнении с мировым опытом, позволяющим признавать банкротом предприятие, неспособное оплачивать свои долги, российский закон 1992 года предоставлял крупным организациям возможность без опасений банкротства в течение длительного времени не выполнять свои обязательства перед кредиторами. Напротив, можно было использовать денежные средства кредиторов в качестве собственных при условии, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов. Согласно существовавшей в тот период практике и общей статистике в данной сфере, банкротами признавались лишь небольшие предприятия.

Определенные споры вызывал также и пункт Закона 1992 года об определении внешнего признака несостоятельности (банкротства) предприятия, под которым понималось приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. То есть в ситуации, когда предприятие имело многомиллионную задолженность, но при этом раз в месяц осуществляло выплаты по своим обязательствам на сумму условных 100 рублей, один из основных признаков банкротства уже признавался отсутствующим.

Кроме того, в Законе 1992 года не содержалось подразделения должников на различные категории, к примеру, на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственные и финансовые организации.

Проведение процедур банкротства было одинаковым для всех должников, что, очевидно, являлось неприемлемым.

Наконец, в законе о банкротстве 1992 года практически отсутствовала детальная регламентация процесса рассмотрения дел о банкротстве, в связи с чем в период действия данного закона судам приходилось обращаться к общим процессуальным нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые регулировали лишь исковое производство.

Вместе с тем, рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) имеет множество своих особенностей и не может рассматриваться по стандартным правилам.

Особую роль в сложности и неопределенности правого регулирования сферы банкротства в течение периода действия закона 1992 года играла значительная степень непрозрачности в регулировании и фактическом правоприменении в области представления интересов фактически основного на тот момент кредитора – государства, по обязательствам, вытекающим из уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Однако именно закон 1992 года положил начало становлению механизма банкротства предприятий в РФ и способствовал внедрению механизма реструктурирования предприятий.

Закон о банкротстве 1998 года

8 января 1998 года принят новый Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон 1998 года»). По сравнению с Законом 1992 года его объем вырос более чем в 3 раза, а структура стала гораздо более содержательной и последовательной. Нормы закона 1998 года, очевидно, представляли новую веху в развитии правового регулирования сферы банкротства в стране.

Из значимых нововведений можно отметить включение в закон 1998 года отдельных параграфов, регулирующих банкротство сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, также банкротство гражданина и индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, ввиду отсутствия на тот момент в Гражданском кодексе РФ норм, предусматривающих возможность признания банкротом неплатежеспособного гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, статья 185 Закона 1998 года устанавливала введение в действие норм о банкротстве гражданина с момента внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Что касается арбитражного управляющего, то теперь он мог выступать в трех статусах: временного, внешнего и конкурсного.

Изменилось и само понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Такая формулировка представлялась более совершенной и точной по сравнению с той, которая содержалась Законе 1992 года.

Законом 1998 года были определены также размеры задолженности, при наличии которых могло быть возбуждено дело о банкротстве: для юридического лица – не менее 100 000 рублей, для гражданина – не менее 10 000 рублей.

Установлены 4 вида процедуры банкротства: наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление и мировое соглашение.

Закон о банкротстве 2002 года

Действующее нормативное регулирование отношений в сфере несостоятельности определяется Федеральным законом от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который применяется почти восемнадцать лет (далее – «Закон 2002 года»), и содержит не только нормы материального права, но и регламентацию судебного разбирательства, процедуры рассмотрения арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве), а также различных обособленных споров в его рамках.

В законе 2002 года расширилось понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон 2002 года множество раз подвергался корректировке, а также изменениям носящий радикальный характер, в том числе в части включения в закон значительного объема норм, регулирующих особенности банкротства различного вида должников, отдельных норм в отношении оспаривания сделок должников, субсидиарной ответственности по обязательствам должников.

К числу наиболее важных изменений по сравнению с первоначальной моделью регулирования можно отнести следующие поправки:

  • о введении моратория на банкротство;
  • о предоставлении работникам предприятия-банкрота полномочий по участию в деле о банкротстве;
  • уточнение правового статуса арбитражных управляющих и решение организационных моментов, связанных с их участием в деле о банкротстве;
  • введение института банкротства физических лиц;
  • установление возможности оспаривания сделок должника;
  • возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.;
  • усовершенствования порядка продажи имущества должника;
  • введение новой реорганизационной процедуры - финансового оздоровления;
  • установление порядка удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника и иное.

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, детальный подход законодателя к урегулированию сферы несостоятельности (банкротства) в законе 2002 года присутствует значительное количество пробелов и спорных моментов.

Именно поэтому применение действующего закона о банкротстве фактически невозможно без многочисленных разъяснений Пленумов Верховного суда РФ и ныне упраздненного Высшего Арбитражного суда РФ, дающих обязательные рекомендации судам относительно рассмотрения дел о банкротстве, а также действующей правоприменительной практики Судебной коллеги по экономическим спорам Верховного суда РФ, арбитражных судов округов.

Так, предметом отдельного рассмотрения высших судов были, в частности, следующие вопросы:

  • особенности банкротства индивидуальных предпринимателей,
  • ведение банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства,
  • погашение расходов по делам о банкротстве,
  • текущие платежи по денежным обязательствам в рамках дел о банкротстве,
  • особенности признания недействительными сделок должника и т.д.

Вместе с тем, объем накопленных правовых позиций и, соответственно, их разрозненность значительно затрудняют правоприменение.



21.09.2020



Возврат к списку Люди



Поделиться в соцсетях:




Cackle