Какие бывают виды трудовых споров и варианты их решения

Какие бывают виды трудовых споров и варианты их решения

Какие бывают виды трудовых споров и варианты их решения

В процессе трудовой деятельности нередко возникают недопонимания между сторонами трудовых отношений, которые могут послужить рождению трудового спора.

Многие сотрудники, пытаясь рьяно защищать свои права и отстаивать свои интересы, сразу приступают к радикальным мерам. Распространенными вариантами являются жалобы в трудовую инспекцию или же обращение в суд.

Но, прежде чем ввязываться в водоворот конфликта, работнику стоит подумать, ведь существуют различные варианты разрешения спорных ситуаций. Каждый спор в своем роде особенный и от этого зависит порядок нахождения компромисса.

Споры, связанные с трудовыми отношениями, подразделяются на два вида:

  • индивидуальный – конфликт между одним сотрудником и организацией;

  • коллективный – спор между несколькими сотрудниками, в том числе и коллективом в целом, и компанией по причине нарушений условий коллективного договора.

При индивидуальном споре сотрудник может работать в компании в настоящее время или же быть бывшим сотрудником организации. Также законодательство позволяет отстаивать свои права кандидатам на свободные вакансии компании, которые не согласны с отказом работодателя принять их на работу и считают его незаконным. 

На усмотрение сотрудника он может обратиться за защитой своих интересов в профсоюз организации (а именно в комиссию по разрешению трудовых споров), в трудовую инспекцию или же в суд. 

При обращении в комиссию необходимо соблюдать срок – у сотрудника есть три месяца с момента нарушения права или же с момента, когда он должен был узнать о нарушении. При соблюдении срока обращения комиссия обязана рассмотреть спор и принять решение в течение десяти дней и в течение трех дней после принятия решения передать его сторонам конфликта.  

Решение может быть обжаловано сторонами комиссии в течение десяти дней с момента его получения. Но если обжалование не происходит, стороны обязаны исполнить решение в течение трех дней. Если же исполнение решения затягивается, комиссия выдает исполнительный документ.

При этом сотрудник должен знать, что он не обязан обращаться изначально в комиссию для разрешения конфликта, он вправе обратиться напрямую в суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика или по месту жительства истца согласно законодательству.

Законодательством установлены различные сроки обращения в суд. Они зависят от конкретной конфликтной ситуации и предмета спора. 

Для урегулирования коллективного спора существуют примирительные процедуры – это обязательное условия для нахождения компромисса. Помимо этого, участники конфликта могут обратиться в трудовой арбитраж. 

 

 

 

 

 

 

 



01.05.2020

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook