Обвал авторынка: прогнозы экспертов удручают

Обвал авторынка: прогнозы экспертов удручают

Обвал авторынка: прогнозы экспертов удручают

Кризисное состояние мирового авторынка было очевидным уже в начале года. Однако события последних недель, связанные с глобальным распространением болезни COVID-19, могут стать дополнительным фактором масштабного обвала, какого рынок не знал уже много лет. Последний серьезный обвал произошел во время кризиса в 2014-2015 гг. – тогда продажи легковых авто упали почти на 30%.

На этот раз, как прогнозируют специалисты консалтинговой фирмы LMC Automotive, негативный сценарий развития событий может привести к обрушению рынка на 23% по итогам текущего года.

Негативная динамика на автомобильном рынке была видна уже в начале 2020 года, когда о пандемии, ценах на нефть, волатильности национальных валют и прочих приметах сегодняшнего дня никто даже не задумывался. По итогам прошлого года стало ясно, что глобальный рынок сократился на 4,4%. Это был рекордный для последних лет результат падения.

В России ситуация выглядела немного лучше. Никита Быков, генеральный директор компании Automama, отмечает, что за последние 5 лет общее количество автодилеров сократилось более чем на 15%. 

«Предыдущий кризис вымыл с рынка слабых дилеров, – считает Быков, – остались финансово более грамотные, поэтому с рынка в ближайший год уйдет не более 10% дилеров»

Однако то, что в прошлый раз многие выжили благодаря доходам от сервиса, не поможет в этот раз, поскольку в период пандемии этих доходов уже не будет.

«В первую очередь, – подтверждает Сергей Земелькин, CEO сервиса по подбору ломбардов Zalogoff.com, – пострадают небольшие дилеры, тогда как у крупных мультибрендовых игроков шансы пережить обвал автомобильного рынка заметно выше»

Многие потенциальные покупатели, даже располагающие средствами, предпочтут просто отложить приобретение машины «до лучших времен». В дальнейшем начнет сказываться отсутствие поставок, уменьшение количества имеющихся в наличии машин и сокращение модельных линеек.

Чем было вызвано падение продаж и уровня спроса в мировой отрасли? Аналитики отмечали, что серьезную роль в этом играла торговая война, которую США и Китай вели на протяжении прошлого года. Кроме того, весомым фактором стало введение новых экологических стандартов в ряде стран. Усиление стандартов борьбы за экологию последние годы снижало массовый спрос на бензиновый и дизельный автотранспорт. Эксперты указывают на рост продаж электровелосипедов и развитие сервисов каршеринга.

Сергей Земелькин делает «оптимистичный» прогноз о том, что нынешняя пандемия коронавируса может приостановить тренд на развитие каршеринга. Тем самым, в отдаленной перспективе, это окажет поддержку продажам автомобилей в индивидуальное владение. 

Однако прогнозы большинства экспертов на ближайшую перспективу очень далеки от оптимизма. 

«Основная проблема сотрудников автомобильной отрасли, – считает Никита Быков, – сокращения и сдельная система оплаты труда с минимальными окладами и серой премией»

Сокращение доходов в 2-3 раза в нынешней ситуации выглядит вполне закономерным, если не принимать во внимание возможных мер со стороны Правительства. «Поддержать рынок может госпрограмма по автокредитованию и другие правительственные меры по поддержке бизнеса и населения», – полагает эксперт.

В Европе начало года было ознаменовано экономическим спадом, вызванным проблемой выхода Brexit. Снизились показатели ведущих автогигантов, таких как Ford, Volkswagen и др. Компания Nissan в Европе продемонстрировала падение продаж почти на 25%. В Италии продажи упали на 7,5%, а в Испании на 8%. Новые стандарты, необходимые для определения расхода топлива, вынудили ряд производителей прекратить поставку моделей, не прошедших сертификацию. Тогда казалось, что катастрофа неминуема. Но все может быть еще хуже.

Уже в феврале продажи новых авто сократились почти на 20%. И если в США еще можно было увидеть небольшой рост в 8,3%, то рынок Поднебесной рухнул практически на 80%. Всеобщий паралич, вызванный эпидемией, остановил продажи. По оценкам аналитиков, около двух третей в этом падении объемов продаж на мировом рынке приходится именно на Китай, а также США и страны ЕЭС. Учитывая, что практически треть всего транспорта, производимого в мире, последнее время потреблял рынок КНР, то сокращение рынка на 44% по итогам первых двух месяцев этого года оказало негативное влияние на весь глобальный рынок. И хотя Китай после эпидемии постепенно приходит в себя и заново запускает остановленные производства, отрицательное влияние пандемии на мировой ВВП неминуемо.

Не намного лучше ситуация выглядит и в России. Согласно прогнозу гендиректора Automama Никиты Быкова, если по результатам 2020 года спад продаж новых автомобилей составит не более 20-25%, то рынку еще повезет. Введенные меры по ограничению торговли могут продлиться до конца апреля или даже мая. Он отмечает, что трафик покупателей по заходам с досок объявлений и из интернета (основной для классических дилеров) был стабильным до введения ограничений на розничную торговлю. 

Сейчас продажи авто практически сведены к нулю. Приобрести автомобиль через промо-офисы в торговых центрах покупатели уже не могут.

Даже после того, как торговля начнется вновь, спад продаж будет очень существенным. По мнению Никиты Быкова, спад на 30-50% вполне возможен в результате одновременного влияния нескольких факторов:

  • роста цен в результате девальвации национальной валюты;

  • сокращения сбережений населения за время пандемии;

  • увеличения числа безработных;

  • роста просрочки по действующим кредитам и сокращения выдачи банками новых автокредитов.

Многие мировые автоконцерны в сложившейся ситуации всерьез думают о переоснащении своих предприятий для производства медицинского оборудования, столь необходимого в ситуации борьбы с последствиями пандемии. Заводы Ford и GM в США уже начали производство аппаратов для вентиляции легких. Аналогичная ситуация складывается и на предприятиях других стран. Автопроизводители, скорее всего, и после завершения пандемии будут закрывать сборочные предприятия, а отдельные марки могут просто перестать существовать.

«В этой ситуации, – считает эксперт Никита Быков, – более благоприятные перспективы у тех дилеров, которые продают авто с пробегом. Доля кредитования по рынку подержанных автомобилей составляет около 10-15%, а большинство покупок совершаются за наличные»

Наш собеседник подытожил, сообщив, что если денег не хватает на новые автомобили, то спрос смещается на автомобили с пробегом. Таким образом, ландшафт авторынка может измениться до неузнаваемости.




01.04.2020

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook