Как внутренний российский туризм выживает в коронавирус

Как внутренний российский туризм выживает в коронавирус

Как внутренний российский туризм выживает в коронавирус

Сергей Луговой, директор туроператора «Полярная звезда», специализирующегося на турах в Карелию, Архангельск и прочие северо-западные регионы России, подготовил для «Русбанкрота» развернутый материал о ситуации в отрасли. Как быстро восстановится туризм внутри страны и почему так важно, чтобы приезжали иностранцы?


Все внутренние туроператоры и туристические агентства Северо-Запада РФ в один миг остались без туристов. Причем туризм – это основной доход большинства регионов округа. Похоже, въездной туризм в этом году уже не восстановится.

Пока у властей нет четких решений, но нужно помнить, что иностранным туристам кроме самого тура, надо сделать визы для въезда в РФ. Этот процесс может занимать до месяца, поэтому если в ближайшее время с въездом в Россию не будет определенности, то никто из иностранцев в высокий турсезон не попадет – а это огромные потери.

Дело в том, что иностранные туристы обычно приобретают дорогие туры с полным пакетом услуг.

Следовательно, и доход компании выше. Российские граждане обычно стараются обойтись своими силами и приобретают самые дешевые туры, либо только определенные услуги.

В обычный год российские туристы приносили нашей компании 20% дохода, хотя их и было больше, чем иностранцев. Средняя стоимость тура россиян – 8000 рублей, средняя стоимость тура иностранца – 44000 рублей. То есть один тур для иностранного гражданина в статистическом смысле стоит приблизительно 5,5 туров граждан России. К тому же, у многих в нашей стране сейчас и вовсе не осталось денег после почти двухмесячной вынужденной безработицы.

Похоже, большинство наших соотечественников в этом году будут бороться за выплаты по кредитам, а отдыхать на дачах.

Важным моментом для туризма является и мнение региональных властей. В общем-то, исходя из этих мнений, туроператоры и гостиницы стараются понять, как в этом году будут организованы туры. Однако пока представители регионов стараются всеми возможными методами не говорить о внутреннем туризме, что еще сильнее усугубляет ситуацию. Поражает тот факт, что зачастую эти регионы практически полностью живут на туризме, но никак не реагируют.

Взять ту же самую Карелию, где турбазы стоят на каждом озере, а водоемов там приблизительно столько же, сколько и жителей в Республике. Почти все население в той или иной степени задействовано в туризме, либо подрабатывает в этой сфере (кафе, гостиницы, экскурсоводы, автобусы, сопровождающие, катера, снегоходы, квадроциклы, экскурсионные бюро и пр.). Но и там пока тишина.

Вроде бы разрешили привозить группы до 10 человек в масках и перчатках, но экскурсии на объектах не проводятся. То есть можно просто привезти, показать и увезти.

При этом всем путешественникам нужно получить свежую справку (выданную не более чем за 2 дня до поездки) об отсутствии коронавируса. Как получить эту справку ровно в срок при таком наплыве больных в клиниках, вообще не ясно. И в обычное время бюджетные больницы не всегда могут подготовить документы оперативно, а тут надо бежать за справкой за день до поездки – а если выписывающий врач ушел/уехал/не успел, что делать? Не ехать или ехать без справки и попасть под карантин на две недели?

Второй момент еще печальнее и больше смущает туроператоров. Человек купил тур и отправился в больницу, где ему выдали справку о том, что он болен. Для человека это трагично! Он звонит нам и… просит вернуть деньги за тур, либо часть суммы. Как нам реагировать? Можно, конечно, не возвращать, либо вернуть часть денег, сославшись на договор, чтобы не нести убытки. Кто-то войдет в положение, а кто-то нет, и отправится в суд.

Суд с вероятностью 99% будет выигран нашей компанией, исходя из условий договора, однако все лето потребуется пробегать по заседаниям из-за однодневного тура, прибыль от которого составит 300-800 рублей.

К тому же пострадает репутация компании. Обиженные туристы в отличие от тех, кому все понравилось, всегда оставляют массу гневных комментариев. Второй вариант – вернуть все деньги и не беспокоиться. Автобус уедет без одного человека, а компания возьмет эти издержки на себя. Но тогда зачем заниматься бизнесом себе в убыток? Лучше просто ничего не делать – хотя бы не потеряешь.

В общем, туризм, в отличие от тех же парикмахерских и кафе, попал в очень интересную ситуацию из-за сложности логистики и размещения. Надо выдавать всем маски и перчатки, собирать справки, быть готовым к карантину всей группы, искать отели, где можно разместить туристов и не нарушить требования Роспотребнадзора. Опять же искать соответствующие рестораны и кафе, чтобы организовывать питание туристов.

Кроме этого, возьмем в расчет короткий сезон, штормы, технические моменты и тревожный настрой самих туристов по поводу медицинских возможностей на отдаленных от мегаполисов территориях. Картина получается печальной.

У турфирм, которым удалось собрать финансовую подушку, шансы выжить есть. Они, как и мы, «впадут обратно в зимнюю спячку» до следующего сезона, сократив все издержки и вернув туристам деньги.

Поголодаем, но доживем. Тем же, кто вложил деньги из оборота в улучшение инфраструктуры или транспортных возможностей, повезло меньше. Возвращать деньги им не из чего, а их новые коттеджи на турбазах, автобусы и теплоходы будут пылиться до следующего года, требуя постоянных финансовых вливаний. Многие покинут рынок, либо объявят себя банкротами.



26.05.2020

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook