Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются ценным активом любого предпринимателя. Ни одно юридическое лицо не обходится без фирменного наименования и коммерческого обозначения.
В своей деятельности организации используют программное обеспечение и базы данных. Большинство юридических лиц используют товарные знаки и знаки обслуживания, не говоря уже о технологических компаниях, деятельность которых основана на использовании различных патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Особое внимание стоит уделить вопросу интеллектуальной собственности в банкротстве. Подробнее в этом разбиралась - руководитель направления интеллектуальной собственности Юридической Группы «Совет» Мария Вишнякова.
В соответствии с нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) объекты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности являются составляющим конкурсной массы должника, но включаются только при определенных условиях, с учетом их особой правовой природы и в последующем должны быть реализованы на торгах.
Статья 1241 ГК РФ допускает переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу, в том числе и при обращении взыскания на имущество правообладателя.
На стадии процедуры банкротства не редко возникают трудности с реализацией такого актива, так как сложно установить его ликвидность, возможности и целесообразности последующей реализации. Не редко арбитражные управляющие обращаются на этой стадии к оценочным организациям.
Одним из ключевых вопросов, с которым сталкиваются арбитражные управляющие в процедуре банкротства – это то, на какие результаты интеллектуальной деятельности и на какие средства индивидуализации все-таки можно обратить взыскание и реализовать их, а на какие нельзя.
В состав конкурсной массы не могут быть включены:
исключительное право на произведение науки, литературы и искусства, принадлежащее автору или наследникам (в состав конкурсной массы указанное право может войти, если исключительное право было отчуждено автором или наследниками третьему лицу) (ст. 1284 ГК РФ);
исключительное право на программы для ЭВМ, принадлежащее автору или наследникам (в состав конкурсной массы указанное право может войти, если исключительное право было отчуждено автором или наследниками третьему лицу);
исключительное право на исполнение, принадлежащее автору или наследникам (указанное право может стать частью конкурсной массы после отчуждения автором или наследниками указанного исключительного права);
исключительное право на секретное изобретение;
исключительное право на фирменные наименования;
исключительное право на наименования мест происхождения товаров;
исключительные права на коллективный товарный знак;
исключительное право на коммерческое обозначение в отрыве от предприятия.
Напротив, частью конкурсной массы могут стать следующие объекты:
исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, за исключением коллективного товарного знака;
исключительное право на исполнение, принадлежащее лицу, не являющемуся автором произведения или его наследником;
исключительное право на фонограмму;
исключительное право на изобретение;
исключительное право на полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение;
пакет ноу-хау.
Чаще всего в рамках процедуры банкротства реализуется исключительное право на товарный знак должника, в связи с этим рассмотрим более подробно, на что нужно обратить внимание и какие условия обязательно соблюдать.
1) Обратить внимание на срок правовой охраны товарного знака
В случае истечения срока охраны товарного знака в период банкротства управляющий обязан продлевать действие правовой охраны, поскольку за отсутствие продления срока общими положениями законодательства о банкротстве предусмотрена ответственность. Бездействие арбитражного управляющего может расцениваться как вред кредиторам и способно повлечь убытки. Срок действия правовой охраны товарного знака составляет 10 лет, и продлевать его можно неограниченное количество раз.
Данная позиция отражена в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от «11» мая 2018 г. по делу № А12-59571/2016: «Суд первой инстанции пришел к выводу, что у финансового управляющего возникла необходимость в привлечении лица ООО «Царская привилегия» с оплатой услуг в размере 27 500 рублей за счет конкурсной массы должника для продления срока действия товарного знака «СТРЕМЯННОЕ» в целях осуществления своих полномочий по дальнейшей оценке и реализации указанного имущества должника».
Суд по интеллектуальным правам в Постановлении Президиума от 31 января 2020 г. № С01-1334/2019 по делу № СИП-476/2019 также высказал позицию о том, что арбитражный управляющий вправе подавать заявление о продлении срока действия товарного знака. Если такое заявление подано арбитражным управляющим, то к этому документу необходимо приложить судебный акт, подтверждающий полномочия управляющего.
Если стоимость спорного товарного знака на дату отчуждения была выше его рыночной стоимости, такую сделку нельзя признать недействительной (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2020 г. № 17АП-2439/2020-АК по делу № А60-61194/2019).
Отчуждение права на товарный знак по заниженной цене и последующее заключение лицензионного договора с приобретателем могут свидетельствовать об аффилированности лиц и служить основанием для признания сделки недействительной.
с неравноценным встречным предоставлением;
с причинением вреда имущественным правам кредиторов;
с оказанием предпочтения.
Такие сделки могут быть оспорены в судебном порядке.
Фото предоставлено Юридической Группой «Совет»
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.