Ростех: число оздоровлений при банкротствах вырастет в 7-10 раз

Ростех: число оздоровлений при банкротствах вырастет в 7-10 раз

Ростех: число оздоровлений при банкротствах вырастет в 7-10 раз

Ростех совместно с РЭУ им. Плеханова и Национальным союзом профессионалов антикризисного управления подготовили предложения по совершенствованию банкротного законодательства в отношении предприятий стратегического назначения, оборонно-промышленного комплекса.

Экспертные предложения были представлены членам Правительственной комиссии РФ. Если они будут приняты, количество реабилитационных процедур увеличится в 7-10 раз уже к 2025 году. Также в два раза повысится процент возврата заемных средств кредиторам, стабилизируется финансовое положение предприятий ОПК, будут предотвращены «цепные» банкротства в смежных отраслях.

В Ростехе отметили, что прежде всего предложения коснутся увеличения количества реабилитационных процедур в отношении предприятий промышленного комплекса и закрепления на законодательном уровне статуса специализированных антикризисных компаний, задача которых — разработка и реализация плана мероприятий по выводу предприятий из предбанкротной ситуации. 

«Ростех занимается финансовым оздоровлением и реструктуризацией активов фактически с момента его создания в 2007-м году, когда треть из переданных корпорации активов находились в предбанкротном состоянии. За прошедшие годы проделана колоссальная работа, корпорация выработала различные подходы к финансовому оздоровлению: от адресных и точечных мероприятий до комплексной реструктуризации бизнес-процессов. За это время мы разработали и реализовали более 80 программ финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса. Сегодня мы работаем над оздоровлением крупных проблемных холдингов: Уралвагонзавод, ОАК, Концерн «Тракторные заводы», - отметил заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров.

Ростех провел серию дискуссий на фоне подготовки изменений в закон о банкротстве. Основное внимание специалисты отвели вопросу значительного сокращения реабилитационных процедур в течение последних пяти лет. Ежегодно инициируется свыше 10 тысяч дел о банкротстве юридических лиц, при этом доля реабилитационных процедур не превышает 1%. 

В 2019 году суды ввели 228 процедур внешнего управления и финансового оздоровления, что на 1,2% (297) меньше чем в 2018 году. Это противоречит интересам промышленности, при реструктуризации которой на первый план выходит сохранение компетенций и квалифицированных специалистов, выполнение гособоронзаказа.

Профессиональное сообщество сочло необходимым доработать законодательное регулирование реабилитационных процедур и, прежде всего, для стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса. Эксперты предложили разграничить понятия реабилитационных процедур «финансового оздоровления», «внешнего управления», «реструктуризация активов», их цели и функции. Было отмечено, что резкое сокращение видов реабилитационных процедур до одной – «реструктуризации долгов» – несет заметные риски, поскольку это предложение сокращает возможности адресного применения в отношении конкретного предприятия. 

Эксперты также согласились с предложением Минэкономразвития увеличить срок реабилитационных процедур до 4-х и более лет. Данный срок необходим для финансового оздоровления промышленных предприятий с длительным циклом производства и невысокой рентабельностью производства. 

Второй острой темой стало предложение о введении в законодательство положения об антикризисных компаниях для промышленного сектора, задача которых осуществлять реструктуризацию и развитие проблемных активов. Законодательное закрепление статуса, роли и функций таких компаний будет способствовать развитию реабилитационной направленности института банкротства в России, предотвращению «цепных реакций» банкротства в смежных отраслях экономики, повышению количества работающих предприятий в стране. 

«Очень своевременной была постановка вопроса о введении в законодательство понятия об «антикризисных компаниях» и их легализации. В настоящий момент их рыночную нишу занимают полукриминальные «проектные офисы» и «юридические сервисы», которые используют законодательные пробелы с целью уклонения от уплаты задолженности, корпоративных захватов, недобросовестной конкуренции. Очень важно и то, что обсуждение ведется совместно с Национальным союзом профессионалов антикризисного управлениях», – отметил президент Национального союза профессионалов антикризисного управления, первый руководитель Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротству) Сергей Беляев.

Еще одной важной темой стало закрепление отдельного порядка в законе о банкротстве, который регламентирует специфику антикризисного управления предприятиями стратегического назначения и ОПК и проведение процедур их банкротства. 

Специалисты предложили ввести преимущественное применение реабилитационных процедур для этих предприятий. Ее проведение должно происходить с привлечением антикризисной компании, которая координирует с правительственной комиссией программы действий, информируют о мерах по финансовому оздоровлению и их итогах.

В качестве вознаграждения для организации-санатора предлагается рассмотреть государственные преференции, такие как госгарантии по кредитам, привлекаемым на финансовое оздоровление, а также налоговые льготы на средне или долгосрочную перспективу.

Дискуссии на круглых столах вскрыли еще один значимый аспект для организаций ОПК: в новом законопроекте контролирующие собственники встанут в пятую очередь кредиторов, что означает минимальные шансы на возврат их вложений в реализацию госконтрактов и поддержания работоспособности предприятия. Контролирующие лица будут лишены права голоса на собраниях кредиторов и утратят возможность каким-либо образом влиять на реализацию предприятием ГОЗ в процедурах банкротства.

«В текущей редакции поправок в закон о банкротстве профессиональное сообщество увидело риски. Приоритет в процедурах банкротства организаций ОПК будут иметь кредиторы, перед которыми стоит основная цель по возврату задолженности, и у которых отсутствует потребность в сохранении высококвалифицированных специалистов, компетенций организаций ОПК, производственных цепочек и кооперации. Также законопроект предусматривает обязательное прекращение в течение 9 месяцев деятельности предприятия-должника, в отношении которого введена процедура конкурсного производства. С учетом длительности производственных циклов, этого просто может не хватить на завершение существующих контрактов, проведение необходимых процедур по сохранению производственного и научного потенциала. Поэтому сегодня нужно прорабатывать новую модель взаимоотношений между всеми участниками процесса банкротства стратегических организаций», — отметил генеральный директор ООО «РТ-Капитал» Кирилл Федоров. 

Экспертные предложения направлены на создание абсолютно новой модели взаимоотношений между всеми участниками процедуры, учитывающей интересы кредиторов, менеджмента и собственников предприятий, работников должника. 



23.03.2020

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook