ПРАВИЛА МИРОТВОРЦА: чего ждать от новых примирительных процедур?

ПРАВИЛА МИРОТВОРЦА: чего ждать от новых примирительных процедур?

ПРАВИЛА МИРОТВОРЦА: чего ждать от новых примирительных процедур?

Оптимизация работы судебной системы в России постепенно набирает обороты. В частности, когда речь заходит о совершенствовании процедур альтернативного урегулирования споров. 25 октября 2019 года начинают действовать три законодательных акта, существенно трансформирующих сложившийся на сегодняшний день порядок в сфере медиации и примирения сторон. Два из них – это федеральные законы, вносящие соответствующие изменения в процессуальное и налоговое законодательство (№ 197-ФЗ и №198-ФЗ). А один – это федеральный конституционный закон (№ 3-ФКЗ), который вносит изменения в законодательство о Верховном Суде РФ в связи с изменением в порядке применения примирительных процедур. Каких же изменений можно ждать?


В первую очередь, речь идет об увеличении количества способов альтернативного решения споров. В частности, в АПК РФ появляется новая статья 138.2, в которой прямо указывается возможность закончить дело миром путем проведения переговоров, посредничества (в том числе медиации), судебного примирения и иных процедур, не противоречащих закону. Но и это еще не все: каждому способу примирения теперь посвящены отдельные статьи кодекса, устанавливающие необходимые требования. Появление «судебного примирения» вообще можно считать революционной мерой, учитывая появление фигуры «судебного примирителя». Последним должен стать судья в отставке, если, конечно, изъявит такое желание. В проекте закона была идея расширить перечень возможных кандидатов на данную роль, но она, увы, не прошла и в результате в законе фигурируют только судьи. Интересно, что примиритель (в отличии, например, от медиатора) сможет знакомиться с документами и материалами дела.

Во-вторых, поправки коснулись процедур медиации. Наконец-то в России, как и во многих странах Европы (Испании, Швеции, Германии) появляется норма закона, устанавливающая за «медиативным соглашением» исполнительную силу. Это значит, что появляется дополнительная гарантия для работы медиатора. Подписанное у нотариуса соглашение приобретает тем самым статус исполнительного листа, с которым можно обращаться к приставам, минуя суд. Конечно, любое подобное проявление права может означать на практике появление злоупотреблений таким правом. Так что в подобной ситуации дополнительное усердие и внимательность потребуется от самих нотариусов в процессе заверения документов такого рода.

Также стоит обратить внимание на поправки в ст. 333.40 Налогового Кодекса РФ. Они позволят частично вернуть уплаченную госпошлину в случае примирения (70%, 50% и 30% в зависимости от стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, апелляции, кассации или надзора соответственно).

Появление «соглашений о примирении» в Кодексе административного судопроизводства РФ и поправки, касающиеся примирительных процедур, вообще заслуживают отдельного разговора, учитывая публично-правовые аспекты подобных споров.



30.09.2019



Возврат к спискуНовости



Поделиться в соцсетях:




Cackle