Как налоговые органы квалифицируют «обнал» и устанавливают умысел

Как налоговые органы квалифицируют «обнал» и устанавливают умысел

Как налоговые органы квалифицируют «обнал» и устанавливают умысел
В 2017 году налоговая служба совместно со Следственным комитетом и министерством финансов РФ выпустила письмо, которое содержало подробную инструкцию (методические рекомендации) по установлению умысла должностных лиц при совершении налоговых правонарушений (письмо от 13.07.2017 № N ЕД-4-2/13650@).

Если вы еще с ним не знакомились, то рекомендуем сделать это незамедлительно и вот почему. Данная инструкция не просто содержит описание «секретов Полишинеля» – схем, используемых для ухода от налогов. Прежде всего, представляет интерес способ доказательств «умысла», от которых зависит характер и объем правоприменительных санкций, используемых по отношению к правонарушителю. 

В качестве доказательств умысла, ФНС и СК выделяет показания свидетелей, результаты прослушивания переговоров, изъятые документы (например, файлы «черной бухгалтерии»), аудио- и видеозаписи. Для налогоплательщика такой подробный «инструктивный» акт (текст на 26 страниц) важен, прежде всего, расстановкой акцентов. В частности, указание на показания свидетелей как на доказательственный источник, позволяет говорить о необходимости точно давать пояснения руководителем организации-налогоплательщика или его сотрудников, вызываемых на допрос, по вопросам уплаты налогов. Семантика фраз, сказанных на допросе, прямо влияет на квалификацию обнаруженного правонарушения как умышленного или совершенного по неосторожности (то есть на состав правонарушения). Аналогичную рекомендацию можно дать и в отношении «правильности» оформления документов, передаваемых для проверки в органы ФНС. 

Иначе говоря, если удается доказать совершение действий, целью которых было сознательное искажение договорных отношений или имитация хозяйственной действий с участием «фирм-однодневок», то это позволяет требовать доплаты налогов и штрафов в размере 40% от суммы недоимки. Отсутствие умысла (неосторожность) предполагает уменьшение штрафных санкций в два раза (всего 20%), что существенно для взаимодействия бизнеса с органами государственной власти.

Описывая схемы того, как компании уменьшают налоговое бремя, авторы методички указывают четыре основных способа:

  • заключение фиктивных сделок;

  • дробление бизнеса с последующим применением специальных налоговых режимов (например, «упрощенки»);

  • необоснованное применение налоговых льгот (например, «увод» денег через особые экономические зоны);

  • подмена договоров при заключении сделок.

Важно помнить, что ФНС доказывают умысел даже в тех случаях, когда уголовное дело против правонарушителя не возбуждается, поскольку умысел – не столько основание считать преступником (налоговики прекрасно понимают, что адвокаты в этом случае не будут сидеть сложа руки), сколько возможность увеличить доходы в бюджет государства.


08.10.2019

Возврат к списку