Налоговая служба опубликовала письмо (от 09.08.2024 г. № СД-4-7/9113), в котором разъяснила критерии, руководствуясь которыми налоговые органы трактуют предпринимательскую деятельность как дробление бизнеса.
Занижение налогоплательщиками суммы налогов к уплате посредством дробления бизнеса представляет собой один из способов неправомерной неуплаты налогов.
При доказывании дробления бизнеса, как и в иных случаях превышения пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, требуются исследование и оценка:
- всех фактических обстоятельств и индивидуальных особенностей ведения хозяйственной деятельности конкретным налогоплательщиком;
- особенностей корпоративной структуры (истории создания взаимозависимых лиц, причин их реорганизации и др.);
- практики принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц;
- фактов использования общих трудовых и производственных ресурсов, особенностей гражданско-правовых отношений внутри группы.
Выработка универсального стандарта доказывания (закрытого перечня формальных признаков «дробления бизнеса») в таких условиях невозможна. Более того, любое определение формальных параметров допустимого или недопустимого структурирования бизнеса создает новые возможности для обхода закона недобросовестными налогоплательщиками.
При проведении налоговых проверок и выявлении такого способа уклонения от уплаты налогов, как дробление бизнеса, налоговые органы руководствуются:
- общими подходами к доказыванию наличия признаков «дробления бизнеса» в действиях налогоплательщиков, основанными на анализе судебной практики, изложенными в обзорах судебной практики (письма ФНС России от 16.07.2024 г. № БВ-4-7/8051@, от 11.08.2017 г. № СА-4-7/15895@), в разъяснениях о применении положений статьи 54.1 НК РФ (письмо ФНС России от 10.03.2021 г. № БВ-4-7/3060@);
- актуальными правовыми позициями ВС РФ, отраженными в пунктах 11 - 14 Обзора практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды, утвержденного Президиумом ВС РФ 13.12.2023 г., пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом ВС РФ 04.07.2018 г.;
- складывающейся на основе данных подходов судебной практикой разрешения налоговых споров арбитражными судами.
К доказательствам, свидетельствующим о том, что от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, могут относиться, в частности:
- общность учредителей и (или) руководителей организаций,
- общность работников,
- единство кадровой политики,
- ведение бухгалтерского учета одним и тем же лицом,
- совпадение IP-адресов,
- общность доступа к распоряжению и управлению движением денежных средств,
- совпадение адреса местонахождения,
- общность средств связи и идентификации (телефоны, электронная почта, вывески, сайт),
- общность контрагентов, представителей, материально-технических ресурсов,
- несение расходов участниками схемы друг за друга, признаки формального документооборота
- и т.п.
Таким образом, ФНС обобщила ранее данные разъяснения, пояснив, что появление новых критериев возможно в результате выработки судами новых позиций, что является поводом для предпринимателей оставаться начеку и следить за судебной практикой.
Фото: Freepik
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.