ФНС разъяснила критерии дробления бизнеса

ФНС разъяснила критерии дробления бизнеса

ФНС разъяснила критерии дробления бизнеса

Налоговая служба опубликовала письмо (от 09.08.2024 г. № СД-4-7/9113), в котором разъяснила критерии, руководствуясь которыми налоговые органы трактуют предпринимательскую деятельность как дробление бизнеса.


Занижение налогоплательщиками суммы налогов к уплате посредством дробления бизнеса представляет собой один из способов неправомерной неуплаты налогов.

При доказывании дробления бизнеса, как и в иных случаях превышения пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, требуются исследование и оценка:

- всех фактических обстоятельств и индивидуальных особенностей ведения хозяйственной деятельности конкретным налогоплательщиком;

- особенностей корпоративной структуры (истории создания взаимозависимых лиц, причин их реорганизации и др.);

- практики принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц;

- фактов использования общих трудовых и производственных ресурсов, особенностей гражданско-правовых отношений внутри группы.

Выработка универсального стандарта доказывания (закрытого перечня формальных признаков «дробления бизнеса») в таких условиях невозможна. Более того, любое определение формальных параметров допустимого или недопустимого структурирования бизнеса создает новые возможности для обхода закона недобросовестными налогоплательщиками.

При проведении налоговых проверок и выявлении такого способа уклонения от уплаты налогов, как дробление бизнеса, налоговые органы руководствуются:

- общими подходами к доказыванию наличия признаков «дробления бизнеса» в действиях налогоплательщиков, основанными на анализе судебной практики, изложенными в обзорах судебной практики (письма ФНС России от 16.07.2024 г. № БВ-4-7/8051@, от 11.08.2017 г. № СА-4-7/15895@), в разъяснениях о применении положений статьи 54.1 НК РФ (письмо ФНС России от 10.03.2021 г. № БВ-4-7/3060@);

- актуальными правовыми позициями ВС РФ, отраженными в пунктах 11 - 14 Обзора практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды, утвержденного Президиумом ВС РФ 13.12.2023 г., пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом ВС РФ 04.07.2018 г.;

- складывающейся на основе данных подходов судебной практикой разрешения налоговых споров арбитражными судами.

К доказательствам, свидетельствующим о том, что от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, могут относиться, в частности:

- общность учредителей и (или) руководителей организаций,

- общность работников,

- единство кадровой политики,

- ведение бухгалтерского учета одним и тем же лицом,

- совпадение IP-адресов,

- общность доступа к распоряжению и управлению движением денежных средств,

- совпадение адреса местонахождения,

- общность средств связи и идентификации (телефоны, электронная почта, вывески, сайт),

- общность контрагентов, представителей, материально-технических ресурсов,

- несение расходов участниками схемы друг за друга, признаки формального документооборота

- и т.п.

Таким образом, ФНС обобщила ранее данные разъяснения, пояснив, что появление новых критериев возможно в результате выработки судами новых позиций, что является поводом для предпринимателей оставаться начеку и следить за судебной практикой.

 

Фото: Freepik



26.08.2024


Читайте также:


Возврат к рубрике Новости



Поделиться в соцсетях:




Cackle