Признание дебиторской задолженности сомнительной согласно НК РФ

Признание дебиторской задолженности сомнительной согласно НК РФ

Признание дебиторской задолженности сомнительной согласно НК РФ

Во время экономических кризисов многие компании перестают исполнять обязательства перед своими контрагентами. В связи с этим все актуальней встают вопросы о влиянии «плохой» дебиторской задолженности на налогообложение компании и возможностях налоговой оптимизации.


Подробнее в вопросе разбирался Денис Фоломеев, старший партнер консалтинговой компании «ФоломеевКонсалт».


Что такое сомнительная задолженность?

Согласно п.1 ст. 266 НК РФ, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

То есть законодатель прямо говорит, что сомнительным долгом может считаться именно дебиторская задолженность, возникшая вследствие ведения предпринимательской деятельности экономического субъекта.

Возникает вопрос – а может ли выданный займ считаться сомнительным долгом, если он не обслуживается заемщиком? Согласно письму Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318, признать выданный займ сомнительным долгом и создать по нему резерв для уменьшения налогооблагаемой базы нельзя. В данном случае мы видим, что закон и разъяснения к нему исключают двоякое толкование в вопросе, что именно считать сомнительным долгом.


Создание резерва по сомнительным долгам

Согласно п.3 ст.266 НК РФ, налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

  1. 1) Если срок задержки платежа составляет менее 45 дней, то размер резерва составляет 0.
  2. 2) Если срок задержки платежа составляет от 45 до 90 календарных дней, то в резерв нужно включить 50 % общей суммы долга.
  3. 3) Если срок задержки платежа составил более 90 дней, то в резерв включается полная сумма задолженности.

Но при формировании резерва необходимо помнить, что в НК РФ есть ограничение на размер создаваемых резервов по сомнительным долгам. Они не должны превышать 10% выручки налогового периода, по которому начисляются резервы.


Кто может воспользоваться данным инструментом по работе с просроченными долгами?

Начислять резервы по сомнительным долгам и как следствие уменьшать таким образом налогооблагаемую базу могут только плательщики налога на прибыль, то есть экономические субъекты, находящиеся на общей системе налогообложения. Юридические лица на УСН и ЕНВД не имеют права создавать резерв по сомнительным долгам в целях налогового учета. У УСН (Доходы-Расходы) список расходов перечислен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым. В него не входят расходы на создание резервов по сомнительным долгам. А у УСН Доходы и ЕНВД вообще не учитываются расходы при расчете налога.

Подводя итоги, можно сказать, что создание резервов по сомнительным долгам удобный инструмент для оптимизации налогообложения бизнеса, который пострадал от недобросовестных действий контрагентов.


Фото: Freepik



20.02.2023


Читайте также:


Возврат к рубрике Бухгалтерия и кадры



Поделиться в соцсетях:




Cackle