Сможет ли Utair избежать банкротства?

Сможет ли Utair избежать банкротства?

Сможет ли Utair избежать банкротства?
Компания Utair входит в число крупнейших российских авиахолдингов и занимает пятое место по объему пассажиропотока. Вот только этот факт не избавил перевозчика от тяжелейших финансовых проблем и судебных исков. Так стоит ли ожидать крушения холдинга или у компании еще есть шанс вылезти из долговой ямы?

Распродажи Utair и их последствия

По итогам 2018 года «Ютэйр» предлагали самые дешевые перелеты. Сначала была мартовская распродажа с билетами по 499 рублей, потом ноябрьские скидки в 30% и, наконец, новые тарифы в декабре с билетами по 999 рублей. А под новый год вдруг выяснилось, что компания не произвела выплат по своему долгу перед банками, который по договору обслуживался 20 июня и 20 декабря. Более того, за 2018 год холдинг потерпел убытки на 1,9 млрд рублей, что связано не только с распродажами, но и с повышением цен на топливо (+35% при том, что еще до повышения 1/3 доходов уходила на керосин) и падением курса рубля.

В Utairобъяснили, что приостановка выплат связана с низким зимним сезоном, это якобы необходимо для обеспечения бесперебойной работы. 

Кстати о долге, дела Utair идут не очень гладко. Компания имеет два кредита, выданных в конце 2015 года — на 15,4 млрд рублей (на 7 лет) и 23,7 млрд рублей (на 12 лет) — синдикатом из 11 банков («Россия», «Траст», «Сбербанк», «Уралсиб», «Связь-банк», «Русь», «Сургутнефтегазбанк», «Юникредит», «МТС-банк», «Нико-банк», «МКБ») и заем от «Сбера» на 17,4 млрд рублей. Также холдинг должен «Сургутнефтегазу» 6 млрд рублей и держателям рублевых облигаций еще 13,3 млрд рублей.  

«Таким образом Utair обязаны минимум на 75 млрд рублей без учета мелких кредиторов.»


Реструктуризация долга «Ютэйр»

Но на данный момент денег у Utair нет, а потому руководство предлагает банкам растянуть 12-летний кредит на 35 лет, да еще и под 0,01%. Однако в будущем они обещают исправиться и повысить ставку до 9%. Семилетний кредит для Utair тоже оказался непосильным — компания просит разбить те самые 15,4 млрд рублей на две части, 40% и 60%. Меньшую часть Utair хочет растянуть по предыдущей схеме на 35 лет под 0,01%, а большую — на 10 лет под 7,5%. При этом 35 лет, скорее, условный срок, авиаперевозчик готов его обсуждать. В качестве залога Utair предлагает акции аэропорта в Сургуте, а также свои самолеты, двигатели, земельные участки и здания. Помимо всего прочего компания готова за свой счет заказать оценку действующей финансовой модели. 

Отметим, что в мае Utair уже пытались улучшить условия по кредитам, но тогда из этого ничего не получилось. Кредиторы посчитали предложения невыгодными и отказались что-либо менять. Более того, уже в конце июля (после отправки новых условий) многие кредиторы сообщили о готовности подать иски о банкротстве холдинга, и один из них все-таки осуществил свое намерение, но об этом чуть позже.

«Ютэйр» — банкрот?

19 марта 2019 года в Арбитражный суд Москвы поступило сразу несколько исков от небольших коммерческих организаций о признании Utair банкротом. В каждом из заявлений значилась относительно небольшая сумма требований — чуть более 300 тысяч рублей, что является отличной почвой для размышлений. 300 тысяч — это минимальный размер долга, при котором по закону можно обращаться в суд с требованием о признании банкротства (в случае просрочки на 3 месяца). Таким образом, общая сумма в исковых заявлениях от четырех организаций составила 1 390 859 рублей, что в масштабах компании не так уж много. Однако Utair отказались выплачивать эти деньги до полного окончания процедуры урегулирования разногласий.  

Более всего эта процедура напоминает защиту компании от более крупных и опасных кредиторов, ведь в данном случае борьба идет за право первенства в назначении конкурсного управляющего. По идеи компанию не должны были трогать до 2020-2027 годов, согласно договоренностям по кредитам, но, увы, просрочки способны вызвать ответную реакцию банков.

Так и вышло, первые ряды тяжелой артиллерии уже ринулись в бой — 14 августа 2019 года к делу прибавилось заявление от банка «Русь». В требовании значится 4 974 868 рублей — рассмотрение вопроса о банкротстве назначено на 19 сентября. 

 «Ютэйр», 2015 год

На самом деле нынешняя ситуация напоминает сценарий четырехлетней давности, когда компания уже была на грани банкротства. Utair были в долговой яме, но на помощь им пришел нефтяной гигант «Сургутнефтегаз». 

«Сургутнефтегаз» занимает 4-е место в России по добыче нефти, считается одной из богатейших компаний в стране (2,7 трлн рублей на счетах), а еще является бывшим контролирующим акционером Utair. Точнее не он, а негосударственный пенсионный фон «Сургутнефтегаз», напрямую связанный с организацией.

В 2015 году нефтяники выкупили допэмиссию авиаперевозчика на 11 млрд рублей и акций компании на 14 млрд рублей. Именно благодаря допэмиссии банковский синдикат согласился перевести кредиты на 7 и 12 лет с отсрочкой на погашение тела до 2020 года (до этого только проценты). Впрочем, «Сургутнефтегаз» и не скрывал этого акта филантропии. Гендиректор нефтяников, Владимир Богданов, сообщил в одном из интервью, что «без их поддержки Utair точно бы обанкротились». Но помогут ли авиаперевозчику теперь?

Кредиторы надеются, что «Сургутнефтегаз» и теперь впряжется за авиакомпанию, но пока никаких предпосылок к этому нет. Нефтяники заняли позицию кредиторов и ожидают возвращения своих 6 млрд рублей. Технически компания больше не владеет акциями Utair: НПФ «Сургутнефтегаз» в 2018 году завершил реорганизацию, был акционирован и стал негосударственным пенсионным фондом «Пенсионный выбор». А он, в свою очередь, принадлежит фонду «Пенсионное сопровождение». Впрочем, в профессиональном сообществе уверены, что, несмотря на смену названия, фактически «Ютэйр» продолжает быть активом «Сургутнефтегаза».   

Накануне банкротства

На сегодняшний день положение компании явно бедственное. Буквально на днях Utair предложили своим пилотам старше 55 лет выбирать летную нагрузку в обмен на сокращение зарплаты, также холдинг продлил эксплуатацию старых самолетов Boeing 737-500. По официальной версии из-за приостановки поставок, но на деле это больше похоже на отсутствие средств для замены авиапарка. К примеру, Boeing 737-500 с бортовым номером VP-BXO (ему почти 26 лет) недавно вернули в ряды авиации, несмотря на то, что он был выведен в прошлом году. 

Согласно последней информации Utair завершила реструктуризацию облигаций, осталось разобраться с кредитами. Известно, что банки ждут госгарантий. Если условия по кредитам не будут согласованы, банки начнут забирать залоги: самолеты, двигатели, земельные участки. Если же все пройдет гладко, Utairвновь вернется в 2015 год и будет с нуля разбираться со своими долгами. Кстати, обязательства по кредитам от 20 июня компания опять же не смогла выплатить, фактически допустив повторный дефолт.

Авиакомпании имеют максимальный денежный приток в июне, из-за отпусков. Так что если Utairне расплатились по кредиту даже в это время, не стоит ждать, что деньги внезапно появятся позднее. Компанию спасет только поддержка банков или вмешательство государства, а пока кредиторы заняли выжидательную позицию — они в любой момент могут обрушить на Utair многомиллиардные иски, запросто превратив крупный авиахолдинг в банкрота.


28.08.2019

Возврат к списку