Опасные тренды налогового контроля

Опасные тренды налогового контроля

Опасные тренды налогового контроля

Главный налоговый консультант юридической фирмы Tax Compliance Юлия Павлова подготовила подробный материал о наиболее ярких и проблемных сторонах налогового контроля.

Основное направление налогового органа — это обеление бизнеса, вывод его из «серых зон». Для поиска налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, ФНС использует различные административные ресурсы с новыми цифровыми возможностями.

В последнее время НК РФ претерпел изменения: поменялись правила применения систем налогообложения, ужесточились меры налогового администрирования, усилен межведомственный и банковский контроль за финансовыми операциями.

Вектор налогового органа направлен на устранение следующих опасных факторов.

Дробление бизнеса

Налоговый орган установит взаимозависимость и подконтрольность контрагентов, низкую налоговую нагрузка между участниками схемы, пересечение сотрудников и контрагентов. Сумма претензий налогового органа в этом случае очень высока.

«Конвертная» зарплата

Предоставляемая налогоплательщиками отчетность позволяет налоговому органу проводить сравнительный анализ средней заработной платы сотрудника со среднеотраслевой оплаты труда по отрасли, проверку уплаты НДФЛ. При этом в случае установления факта не удержания или не полного удержания налога обязанность по уплате выложится на работодателя, а не на работника (пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса).

Контрагенты налогоплательщика, имеющие статус ИП и самозанятые

При установлении наличия таких поставщиков налоговые органы потребуют объяснений деловой цели хозяйственных операций.

«Чистота» реестра

Вектор налогового органа продолжит борьбу с «однодневками». C помощью информационного комплекса ФНС АСК НДС-2 установленные разрывы по НДС по цепочке поставщиков будут возложены на выгодоприобретателей и бенефициаров (реальные организации или лицо). Главное для налогового органа – пополнение бюджета. А фирмы «однодневки» будут исключаться из реестра. Уже осенью 2020 года налоговый орган будет наделен правами автоматически исключать ИП из ЕГРИП по двум основаниям:

  • прошло 15 месяцев с даты окончания действия патента или в течение 15 месяцев ИП не сдавал отчетность;
  • за ИП числится задолженность по налогам. Исключенные из ЕГРИП граждане не смогут вновь стать ИП в течение трех последующих лет.

По остальным организациям, признанным налоговым органом, как фирмы «однодневки» продолжат вносить в реестр сведения о недостоверных данных, массовых адресах и «массовых подписантах». При этом должностные лица недействующих или «фиктивных» организаций в течение трех последующих лет лишаются права создавать другие компании, приобретать доли в них или становиться руководителями.

Вывод бизнеса из тени

Под внимание налогового органа попадут организации, осуществляющие свою деятельность в сфере клининга, строительства, а также компании, оказывающие транспортные услуги, получающие выручку «наличными»: автосалоны, аптеки, розничная торговля, общепит.

Создание единой национальной системы маркировки и прослеживания товаров

Уже с 1 января 2020 года налогоплательщики столкнулись с обязанностью маркировки всех лекарственных препаратов. С 1 июня 2020 года введена маркировка готовой молочной продукции.

Информация о товаре заносится в информационный комплекс АСК НДС-2 и АСК «ККТ». Введение таких новшеств позволит налоговым органам контролировать товарный поток и отслеживать «серый» импорт.

Пресечение преднамеренной реорганизации компаний

Проблемы у налогоплательщика могут возникнут при реорганизации, если правопреемник применяет спецрежим или не платит НДС

Увеличение налоговой нагрузки организаций применяющих ЕНВД и патентную систему

С 2020 года запрещено использовать спецрежимы компаниям, которые реализуют товар, подлежащий обязательной маркировке — это реализация лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха (Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесена поправка в статьи 346.27 и 346.43
НК РФ).

При этом все проведенные изменения в Налоговом кодексе и плотное взаимодействие с банками и различными межведомственными структурами позволяют налоговому органу воздействовать на организации для добровольного отказа от «серых схем». Имея в своем арсенале расширенные административные возможности, налоговый орган «убеждает» организации добровольно уточнить расчеты и заплатить налоги в бюджет. А самых упрямых, кто отказывается от уплаты и уточнения, ждут выездные проверки и ее негативные последствия.



12.10.2020

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook