Руководитель практики «Банкротство» консалтинговой компании «Кучерена Групп» Анастасия Пылаева подготовила для «Русбанкрота» развернутый материал, рассказав, как вычислить признаки банкротства у контрагента и уберечь свою компанию.
Число банкротств юридических лиц в Российской Федерации начало стремительно расти. По данным Федресурса в первом полугодии 2021 года количество корпоративных банкротств выросло на 9,2% к такому же периоду 2020 года. Число введенных судами процедур наблюдения выросло на 26,1%, количество намерений кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве выросло до 15955 – на 29,7%.
В целом, такой рост неудивителен и был спрогнозирован экспертами еще в начале пандемии в 2020 году.
Тогда число процедур, напротив, снизилось в связи с введением в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» новой реабилитационной процедуры – моратория, а позднее возможности должников воспользоваться судебной рассрочкой.
Но как показало время, данные процедуры были для большинства кредиторов лишь временным сдерживающим фактором. Сейчас, в середине 2021 года, мы наблюдаем удручающую картину – количество возбужденных дел о несостоятельности компаний и загрузка банкротных составов арбитражных судов с каждым днем увеличивается.
Более того, сейчас можно говорить о включении механизма так называемой «цепной реакции банкротств», поскольку несостоятельность одной из компании группы, активно участвующей в перераспределении денежных потоков, неизбежно отражается на финансовой стабильности иных элементов данной структуры. Аналогичная ситуация и при взаимодействии юридических лиц в сфере строительства, общепита и во многих других отраслях – невозможность получить причитающиеся денежные средства в разумные сроки поставщику или подрядчику также не может в большинстве случаев не отразиться на его работе.
Для бизнеса сейчас очень важно своевременно мониторить риски, связанные с возможной неплатежеспособностью контрагентов и оперативным реагированием на появление проблемной задолженности.
Осуществлять мониторинг можно разными способами. Мы условно разделяем все инструменты для выявления проблемных контрагентов на несколько групп:
К первой группе источников мониторинга контрагентов относятся государственные сервисы. Их и перечислим.
Поскольку, проверка контрагентов по всем вышеперечисленным источникам занимает длительное время, сейчас разработано большое количество достаточно удобных сервисов для комплексной проверки контрагентов по множеству критериев. Например, сервис «СПАРК», «КонтурФокус», а также «Кейсбук» – как правило, дополнительно в них присутствует и аналитическая информация (графически, в виде маркеров и справок) о рисках работы, наличии признаков «компании–однодневки», а также, например, информация о наличии/отсутствии задолженности перед бюджетом, что часто свидетельствует о признаках неплатежеспособности.
Последнюю группу составляют интуитивные методы выявления проблемных контрагентов. На экономическую нестабильность может указывать:
Перечень не является исчерпывающим и может свидетельствовать лишь о временных трудностях, но в совокупности с иными методами мониторинга контрагентов, на наш взгляд, может позволить своевременно предпринять меры для взыскания задолженности. Также это поможет принять решение о дальнейшей работе с тем или иным лицом, что существенно снизит банкротные риски и для компании.
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.