Искусственный интеллект в праве РФ

Искусственный интеллект в праве РФ

Искусственный интеллект в праве РФ

Корпоративный юрист компании «Проспектаси» Илья Дурницын подготовил для «Русбанкрота» подробный аналитический материал о правовых перспективах развития искусственного интеллекта в России – почему необходимо закрепить четкое понятие ИИ и как технологические разработки могут отразиться на нашей жизни?


Технологический прогресс не стоит на месте, вместе с ним мы переносимся в мир будущего, не замечая маленьких шагов на пути к светлому будущему. Право, как регулятор общества, должно идти в ногу с технологиями и позволить пропустить основные изменения в мире не может. Речь идет о таких технологиях, как искусственный интеллект.

С 1 июля 2020 года вступает в силу Экспериментальный правовой режим на территории Москвы по разработке и внедрению в жизнь общества искусственного интеллекта (Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» – далее N 123-ФЗ).

Значит ли это то, что будущее из научно-фантастических романов наступило и пора внедрять закон робототехники Айзека Азимова в жизнь?

Не совсем. Чего же тогда стоит ожидать, и как искусственный интеллект отражен в российском праве на сегодняшний день рассмотрим в этом тексте.

Насколько понятие «искусственный интеллект», закрепленное на законодательном уровне в РФ (например, в Федеральном законе от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ), отражает характеристику искусственного интеллекта с технической точки зрения?

Стоит понимать, что само понятие «искусственный интеллект» не обладает четким определением ни в российском праве, ни в мировой практике. Более того, четкого и простого понятия нет и в науке. Частичное регулирование «умных роботов» имеется в Германии, Южной Корее или Франции.

В России же понятие «искусственный интеллект» встречается лишь в ряде НПА по стратегическому развитию различных отраслей, как небольшой пунктик в главе «развития цифровой экономики». Соответственно, можно считать, что определение, данное в ФЗ N 123-ФЗ является первым для российского права. Рассмотрим это понятие более детально.

Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

С точки зрения права, данное определение пытается охватить как можно более широкий круг возможных достижений в развитии искусственного интеллекта. Половина определения – это перечисление возможных сфер появления «развитого искусственного интеллекта». Само же формулировка, разъясняющая содержание, смысл искусственного интеллекта является весьма сжатой и спорной. Во-первых, понятие «имитация когнитивных функций» человека допускает различные интерпретации.

В 19 веке такой имитацией считалось способность машины вести обычный счет, сейчас же калькулятор не вызывает восторга.

Во-вторых, если учитывать способность машины к самообучению и решению задач «без алгоритмов», как предлагает определение, то нужно учитывать, является ли самообучение неконтролируемым или контролируемым.

Классическим примером неконтролируемого самообучения является нейронная сеть, которая уже сейчас способна давать точные прогнозы, например по котировкам рынка. Делает ли это программу по расчету торгов на рынке искусственным интеллектом? Или же все-таки искусственному интеллекту необходимы свойства субстантивности и возможность воспринимать? Ну и, в-третьих – само определение «самообучения» опять же нет в российском праве, как отдельного понятия, поэтому отталкивать не от чего.

Так же стоит упомянуть закон «Гришина». Первый в России и один из первых в мире законопроектов, посвященных месту «умных роботов» с искусственном интеллектом в праве, внесенный в 2017 году в Государственную Думу РФ. В данном проекте закона дано другое определение искусственному интеллекту, а точнее «роботу» с искусственным интеллектом.

Робот – устройство, способное действовать, определять свои действия и оценивать их последствия на основе информации, поступающей из внешней среды, без полного контроля со стороны человека.

Полноценно рассматривать определение, данное Гришиным нет необходимости, так как его законопроект не был принят, но рассмотреть, как будущую интеграцию в российское право нового «субъекта права» и как вариацию определения «искусственного интеллекта» стоит.

Можно сделать вывод, что данное определение в ФЗ N 123-ФЗ смоделировано так, чтобы охватить максимально большой круг деятельности для будущего развития искусственного интеллекта, а не дать четкое и лаконичное объяснение основным понятием. Тем не менее, данное определение отвечает заданным самим ФЗ задачам, а именно создать условия по внедрению новых технологий в жизнь социума.

Имеет ли законодательно закрепленное определение ценность с точки зрения установления правового статуса искусственного интеллекта?

Ответить на этот вопрос можно и «да» и «нет». Как мы уже разобрали выше, само понятие «искусственный интеллект» появляется на горизонте российского права впервые. Попытки были и ранее и имели более четкие контуры, но пока современное общество имеет только экспериментальное определение. По нашему мнению, это определение будет редактироваться и не раз.

Юридические черты, которыми обладает данное определение, размыты и спроектированы для внедрения различных инноваций. Безусловно, закрепление на федеральном уровне такого понятия – уже достижение не только для российского права, но и для мирового права вообще.

Правовой статус ИИ пока не ясен ни в качестве общего типового положения, ни в качестве специальной категории, как субъекта права.

В Федеральном законе от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ вводится пятилетний эксперимент по внедрению технологий искусственного интеллекта на территории Москвы. При этом президент поручил другим субъектам РФ также принимать аналогичные инициативы. Как вы считаете, насколько целесообразно вводить экспериментальные решения в других субъектах РФ в одно время с реализацией соответствующей программы на территории Москвы?

Изучение и развитие ИИ одно из перспективных направлений развития любого государства в век информационных технологий. В случае отсутствия должного внимания со стороны государства к указанной отрасли Россия рискует упустить возможность технологического прорыва. В условиях рынка это будет не только технологический, но и экономический провал.

Для развития ИИ необходимо подключать не только Москву, но и другие субъекты РФ.

Многие центры развития программирования, робомоделирования и тд. находятся в регионах России. Например, Исследовательский центр искусственного интеллекта (ИЦИИ) расположен в городе Переславль-Залесский. В Краснодаре имеются центры изучения программирования. Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге предлагает курсы по изучению ИИ – примеров достаточно много.

Минпросвещения РФ к 2021 году включит изучение искусственного интеллекта в школьную программу, а к 2024 году его будут изучать в половине школ, что следует из проекта дорожной карты развития ИИ в России. Соответственно, разработка аналогичных проектов в каждом субъекте РФ является более чем желательной.



21.07.2020



Возврат к списку Люди



Поделиться в соцсетях:




Cackle