Спор Yandex и Rambler из-за слова «Афиша» может стать прецедентом

Спор Yandex и Rambler из-за слова «Афиша» может стать прецедентом

Спор Yandex и Rambler из-за слова «Афиша» может стать прецедентом

Суд по интеллектуальным правам на этой неделе планирует рассмотреть спор, который с 2019 года ведут две цифровых компании из-за слова «Афиша». Речь в нем, в частности, идет о возможности/невозможности регистрации общеупотребительных категорий в качестве товарных знаков.


Как считают эксперты, судебный вердикт может оказать существенное влияние на многие российские фирмы, использующие в своей хозяйственной деятельности описательные категории.

Напомним, что в 2019 году компания «Яндекс» зарегистрировала бренд «Яндекс.Афиша». Позднее регистрация была отменена палатой по патентным спорам. Этим решением Роспатент отреагировал на жалобу Rambler. Попытка оспорить данное решение в суде не принесла положительного результата.

Дело дошло до президиума суда по интеллектуальным правам.

По сообщению telegram-канала @ruarbitr, за процессом наблюдают все юристы, чья работа связана с защитой и обслуживанием интеллектуальных прав. И хотя судебный прецедент формально нельзя считать источником в российской правовой системе, возможность монополизации описательных категорий (как, например, слова «афиша») отдельными участниками рынка может сильно задеть известные бренды, в названиях и рекламе которых встречаются подобные слова.

В начале октября 2021 года многие СМИ, ссылаясь на издание «Ведомости», написали о возможности заключения мирового соглашения между Yandex и Rambler. По данным источников, представляющих рынок онлайн-продажи билетов, в решении конфликта была задействована процедура медиации, посредником в которой выступает ТПП (Торгово-промышленная палата).

Однако сейчас речь идет, судя по всему, о технологиях сравнения товарных знаков экспертами при проверке на возможность сходства до степени смешения. Так называемые «композитные» знаки, известные в мировой юридической практике, предполагают, что общеупотребительный термин может встречаться в качестве самостоятельно неохраняемой части товарного знака. При этом в ряде стран запрещается «рассекать» знаки на элементы при сравнении. В США такое правило получило специальное название, anti-dissection rule.

Теперь отечественному правосудию предстоит выяснить, насколько среднестатистический россиянин отождествляет слово «афиша» с одноименным товарным знаком, через который приобретает билеты.

«Яндекс» имеет целую серию товарных знаков, в которых название компании дополнено описательной категорией («еда», «такси», «музыка). Учитывая это, вопрос об индивидуализации бренда может оказаться серьезным препятствием для бизнеса. В случае если фемида неожиданно запретит использование подобных слов в качестве вербальной части бренда, рынок интеллектуальной собственности в России может ждать волна судебных тяжб и потрясений.

 



08.11.2021

Возврат к списку



Поделиться в соцсетях:




Комментарии Facebook