Олег Березин: «Государство ничего не сделало для кинотеатров»

Олег Березин: «Государство ничего не сделало для кинотеатров»

Олег Березин: «Государство ничего не сделало для кинотеатров»

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин в интервью Анны Ворониной для «Русбанкрота» рассказал о том, как кинотеатры переживают пандемический кризис, а также уточнил, почему люди не предпочтут видеохостинги реальным кинотеатрам. 


Не так давно в эфире радио «Комсомольская правда» вы заявили, что кинотеатрам сейчас выгоднее оставаться закрытыми, чем открываться со всеми санитарными мерами, которые предписывает Роспотребнадзор. Почему вы так думаете?

Олег Березин: Здесь проблема скорее не в санитарных мерах, которые предписывает Роспотребнадзор – в конце концов, он только выдает рекомендации. Основная проблема для кинотеатров сейчас – это кинопоказ, точнее его отсутствие. Нет смысла открываться, пока нет больших проектов.

Открывать нужно не раньше или позже, а вовремя. Например, ближайшие премьеры – это фильм «Мулан» 16 июля и фильм «Довод» 31 июля.

Все еще осложняется тем, что каждый регион сам решает, когда и с какими условиями открываться. Кинотеатры работают на Сахалине, в нескольких районах Ленинградской области, но им просто нечего показывать.

Драйв-ин («кино на колесах») в период пандемии стал приоритетным форматом кинопоказов. Как вы считаете, когда киносфера снова восстановится, такой способ просмотра фильмов останется или это одноразовая история?

Олег Березин: Я думаю, что для нашей страны это скорее одноразовая история, потому что такой вариант оказался привлекательным лишь в условиях пандемии.

Исторически этот формат зародился в Америке в 1950-х. В этой стране были не только хорошие климатические условия и бескрайние просторы условной аризонщины, но и тотальная автомобилизация общества, особенно старшеклассников, которые с 16 лет имеют право садиться за руль. В то время в Нью-Йорке был, например, кинотеатр, который вмещал 2 500 машин.

В Америке это целая культура, о которой помнят до сих пор. У нас же за последние 20 лет только 11 кинотеатров работали в драйв-ин формате. Думаю, это не станет трендом – для этого должно совпасть слишком много факторов.

Как вся эта ситуация отразится на ценах на билеты? Ведь будет велик соблазн повысить их, чтобы хоть немного выйти в плюс.

Олег Березин: Надо сказать, что за последние 10 лет цена на билеты практически не менялась. Цена билета определяется не только затратами кинотеатра, но и спросом зрителя, его платежеспособностью. Кинотеатр может повысить цены, но захочет ли зритель платить больше? Сейчас самое время переосмыслить несколько вещей:

1.             А для чего вообще люди ходят в кино, за что они платят?

2.             Люди идут в кино посмотреть фильм или приятно провести время?

3.             Что мы можем сделать, чтобы ценность посещения кинотеатра была выше?

Те кинотеатры, которые предложат большую ценность, смогут повысить цены за билет, и люди будут готовы за это заплатить. aaaaa.jpg

Сейчас будет немного циничный вопрос. Есть поговорка: «Все что ни делается - все к лучшему». Как вы думаете, коронавирус научил чему-то кинотеатры или это ситуация, которую нужно просто пережить?  

Олег Березин: До режима ограничений в нашей стране кинотеатры не закрывались на протяжении последних лет ста. В моменты таких кризисов, как сегодня, кинотеатры, да и вся киноиндустрия возрождались в новом формате.

В истории Америки таких кризисов было уже два – в конце 10-х и в конце 60-х годов XX века. В нашей стране – на рубеже 10-х годов и в середине 90-х. Сегодня и мы, и американский рынок находимся в фазе нового кризиса. Например, в период первого кризиса в Америке, из-за эпидемии испанки в 1918 году, были закрыты почти все кинотеатры, и это событие стало спусковым крючком очень многих изменений в киноиндустрии. Благодаря подписанию перемирия американские солдаты возвращались домой из Европы с Первой мировой войны, напряжение в обществе спало, эпидемия пошла на убыль, закрытые на карантин кинотеатры стали открываться вновь и неожиданно для многих возник спрос на развлекательное кино, хотя до этого, в период войны в Европе, все смотрели только патриотические военные фильмы и новости с фронта.

Тогда несколько студий, которые в то время сосредоточились в деревушке Hollywood, предложили зрителям много комедийных и развлекательных фильмов – и это стало началом длительного периода доминирования суперстудий в Америке.

Сегодня зрители, находясь дома на самоизоляции, поняли, что многие фильмы можно смотреть и дома. Это и вынуждает всех нас – и владельцев кинотеатров, и самих зрителей, переосмыслить сложившиеся привычки и задаться вопросом: «А зачем вообще ходить в кино?». Вот этот вопрос и  порождает новые идеи, новые предложения кинотеатров для зрителей, которые, в конечном итоге, и изменят привычное нам положение вещей.

Думаю, этот кризис должен был случиться рано или поздно. Я лет 6 назад написал об этом книгу. Там было сказано, что в 2020 году американский рынок переживет переломный момент, а мы должны были в него попасть примерно на 3-4 года позже, но карантин лишь ускорил эти все процессы. Рынку кинотеатров все равно нужно было уже какое-то переосмысление и изменение парадигмы.

На данный момент главный конкурент кинотеатров – это онлайн видеохостинги. У них сейчас явное преимущество. Как вы считаете, они сохранят лидерство после выхода из самоизоляции?

Олег Березин: Сейчас у них есть преимущество только потому, что кинотеатры закрыты. Тем не менее, мы уже наблюдаем тенденции, что на третий месяц карантина интерес зрителя к онлайн просмотрам снижается.

Во-первых, появилась возможность уехать на дачу и не сидеть дома. Во-вторых, за эти 3 месяца у зрителей сформировалась связка «онлайн=карантин», а значит «онлайн=негативные эмоции».

Зрители устали от онлайна, многим уже хочется пойти смотреть кино в кинотеатр.

А если говорить о конкуренции, то сегодня нас окружают три типа экранов: коллективный (кинотеатр), домашний (телевизор) и персональный (смартфон). Сейчас то время, когда будут появляться разные фильмы для разных типов просмотра. Поэтому сегодня мы уже говорим не о конкуренции, а о многообразии способов потребления фильмов – все типы экранов научатся сосуществовать и дополнять друг друга.

rrrrrrr.jpg

Кинотеатры всех стран сейчас терпит страшные убытки. Как вы считаете, какие страны смогут выйти с наименьшими потерями и восстановить довирусные показатели?

Олег Березин: Терпеть наименьшие убытки будут страны с собственной мощной базой кинопроизводства и культурой ходить в кино.

Например, во Франции люди очень любят ходить на фильмы собственного производства. Свое кино также любят в Южной Корее, в Японии. Россия тоже, но чуть меньше. В Америке очень мощный драйвер – традиция ходить в кино с семьей. Она началась еще с 50-х, и каждое поколение родителей водит своих детей в кинотеатры.

Осенью ожидается вторая волна коронавирусной инфекции. Скажите, есть ли смысл кинотеатрам открываться, если через пару месяцев опять придется закрыть двери?

Олег Березин: Я думаю, что 50/50, потому что многие кинотеатры все равно платят аренду и содержат персонал. Они не могут не работать. К тому же никто не знает, как и когда начнется вторая волна коронавируса. Ни у кого нет никакой определенности. Но и жить постоянно в ожидании второго пришествия – не наш стиль!

Как вы считаете, те меры, которые сейчас принимает государство чтобы помочь восстановить кинотеатры – они достаточно эффективны?

Олег Березин: Скажу прямо: государство практически ничего для нас не сделало. Мы вносили предложение о выделении 100 000 рублей на кинозал. Общая цена вопроса 3,5 млрд рублей. Это половина от той суммы, которое государство тратит каждый год на кинопроизводство. У нас также было предложение запустить образовательную программу для школьников и другие инициативы.

Единственное, что мы успели сделать – записаться в список пострадавших отраслей. Нам выделили некоторые меры поддержки: два президентских МРОТа, беспроцентную субсидию на зарплаты сотрудникам, 2% кредит и уменьшение страховых взносов. Но это меры общей поддержки.

Несмотря на большой информационный шум, никакой реальной поддержки нам, именно как кинотеатрам, нет.

Что вы можете посоветовать тем, кто связан с работой в кинотеатрах?

Олег Березин: Оптимистично смотреть в будущее и думать, ради чего мы вообще существуем, ради чего мы связались именно с этим бизнесом – ради проката фильмов и получения прибыли, или мы все-таки индустрия гостеприимства и продаем людям эмоции?



23.06.2020



Возврат к рубрике Разговор о финансах с Анной Ворониной



Поделиться в соцсетях:




Cackle