Игорь Костиков: «Деньги под матрасом – не лучший вариант хранения»

Игорь Костиков: «Деньги под матрасом – не лучший вариант хранения»

Игорь Костиков: «Деньги под матрасом – не лучший вариант хранения»

Известный российский финансист, профессор, доктор экономических наук и один из основателей российского фондового рынка рассказал Анне Ворониной о том, что происходит с российской экономикой в кризис, и куда люди предпочитают вкладывать финансы.


Мишустин заявил, что достижения последних десятилетий по сокращению бедности и безработицы оказались под угрозой в связи с коронавирусом. Неужели пандемия настолько сильно повлияла на безработицу?

Игорь Костиков: Президент ни раз говорил, что за последние 7 лет материальное положение людей не улучшается. К сожалению, из-за ситуации с коронавирусом надежды на этот год не оправдались.

По оценкам ЦБ и Министерства экономического развития мы откатимся на 3-6% развития в минус, что скажется на доходах населения. Не надо быть слишком пессимистичным, но надо понимать, что нам придется в следующие годы догонять те проблемы, которые возникли в этом. Российская экономика вернется на докризисный уровень примерно в 2023-2024 годах.

Как последствия коронавируса отразятся на ценах на товары?

Игорь Костиков: Я не думаю, что мы увидим серьезный прирост цен, потому что в России рыночная экономика – на цены, в первую очередь, влияет потребительский спрос. Но спрос не растет, об этом говорят крупные розничные сети. Прирост цен может быть, но в пределах того, что было и до пандемии.

В целом я не думаю, что будут лавинообразные цены на товары.

Многие говорят сейчас о деноминации рубля. Насколько это реально и что будет с экономикой?

Игорь Костиков: На самом деле деноминация – это такая процедура, где грубо говоря, на деньгах будет замена одного нуля (его добавление или убавление). Смысла в этом нет, потому что это техническая процедура. Она имеет экономический смысл тогда, когда в обращении огромное количество черных денег.

Во время одного из интервью вы предложили поддержать экономику увеличением денежной массы. Как это может помочь?

Игорь Костиков: Увеличение денежной массы позволит бизнесу наращивать свои обороты. Это привет к тому, что будет повышаться занятость и реальные доходы населения. Проблема заключается в том, что мы, к сожалению, этим путем не идем, несмотря на то, что у нас есть такая экономическая возможность. Мы идем другим путем - и я пока не знаю, будет ли он оправдан, и приведет ли к выходу из сложившийся ситуации.

kkkkkkk.jpg

Как вы считаете, государство достаточно сделало для поддержки российской экономики?

Игорь Костиков: Сейчас это не очень понятно, потому что многие меры только начинают проявляться. Например, субсидии для малого и среднего бизнеса только начали выдаваться.

Вопросов еще много и результаты мы увидим в сентябре-октябре.

Но я думаю, что можно было бы сделать и больше: государственное финансирование проектов, национальные проекты, финансирование бюджетников, активное субсидирование малого и среднего бизнеса.

Многие ругали правительство за то, что оно не раздавало деньги людям напрямую, как это делают в других странах. Справедливо ли?

Игорь Костиков: Есть разные способы помощи. Наверное, правительство исходило из того, что сейчас все финансы будут выходить на валютный рынок, а мы не можем этого допустить.

В то же время мы не можем позволить себе разгон инфляции, потому что Россия ее только обуздала. Нам нужно следить, чтобы она росла, но не катастрофически. Я думаю, что раздача денег привела бы к нежеланию работать и резкому падению производительности.

jjjjjjj.jpg

Какие уроки должна вынести наша экономика из ситуации с коронавирусом?

Игорь Костиков: Коронавирус для нашей экономики ничего не придумал – всплыли те проблемы, которые уже присутствовали.  Пандемия обострила проблемы сырьевых экономик больше, чем развитых. Мы это видим.

Россия увидела, что надо перестраивать экономику, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса значительно агрессивнее, чем это происходит сейчас. Для развития должны быть введены соответствующие льготы и финансирование, субсидии, освобождение от налогов. На Западе это все в порядке вещей было и до коронавируса.

30% российских вкладчиков заявили о желании забрать свои деньги со счетов, «вслед за снижением ключевой ставки Центробанка». Это можно объяснить неустойчивостью экономики. Как вы считаете, забирать свои деньги и прятать «под матрас» – это разумная стратегия?

Игорь Костиков: Деньги выводят, но не так активно. Многие направляют финансы на фондовый рынок, который, тем не менее, очень рискованный инструмент для нашей страны.

Все-таки части вкладчиков нужно подумать о диверсификации вкладов: что-то оставить на счету в банках, что-то вложить в страхование.

Нахождение денег под матрасом – это не лучший вариант их хранения. Понятно, что очень обидно, что ставки по депозитам резко падают.  

Многие ожидают, что осенью коронавирус снова начнет усиливаться и безработица вновь пойдет вверх. Как людям подготовиться к предстоящим испытаниям?

Игорь Костиков: Все может быть. К сожалению, я наблюдаю, что многие работники после снятия карантина решили уйти в отпуск, что никак не способствует росту производительности и накоплению возможностей предприятий дальше функционировать. Это приведет к негативным последствиям на следующем этапе для всех. С учетом такой передышки, все рассчитывали, что люди будут более активно работать. 



21.08.2020



Возврат к рубрике Разговор о финансах с Анной Ворониной



Поделиться в соцсетях:




Cackle