Геннадий Ламшин, президент и исполнительный директор Российской Гостиничной Ассоциации, рассказал «Русбанкроту» о том, как гостиничный бизнес справляется с кризисом. Ждать ли повышения цен на российских курортах, когда гостиницы смогут достичь докризисного уровня дохода и что делает правительство для туризма?
Что происходит с гостиничным бизнесом прямо сейчас, после продолжительного режима ограничений в России и в мире?
Геннадий Ламшин: Ситуация в России, как и в мире, примерно одинаковая. Но в европейских странах пандемия началась раньше, соответственно и выходить из режима ограничений они начали раньше.
Для гостиничного бизнеса сейчас очень тяжелое время. Организации не банкротятся, а просто закрываются, чтобы переждать эти несколько месяцев, а после постепенно открываться. Апрель и май были самыми тяжелыми месяцами. Тем, у кого не было финансовой подушки, пришлось особенно тяжело. Сейчас заполняемость в некоторых гостиницах в районе 10-15%, что в сегодняшних условиях довольно неплохо. Но долги все равно растут, гостиницы берут кредиты.
В данный момент граница закрыта, и люди могут путешествовать исключительно по территории страны. Как вы считаете, стоит ли нам ожидать повышения цен на российских курортах?
Геннадий Ламшин: Да, наши курорты ждет повышение цен – сказывается и кризис, и обязательство исполнять новые требования Роспотребнадзора. Гостинице, в которой 300-500 номеров, на выполнение этих рекомендаций придется выложить десяток миллионов рублей. И это не считая денег, которые понадобятся для открытия санатория. Именно из-за этого в Крыму подняли цены на 15-30%. В обычных городских гостиницах цены практически остались прежними.
Какова вероятность, что отменят курортный сбор?
Геннадий Ламшин: Это все в руках руководителей четырех субъектов, где этот курортный сбор и введен. Мы помним, что курортный сбор – это эксперимент. А еще это финансовая нагрузка на отдыхающих. Скорее всего, да, от него откажутся.
Могу сказать, что сейчас прорабатывается вопрос о принятии закона о гостиничном сборе. В налоговый кодекс должны будут включить поправки, куда и должен быть включен этот сбор. Эту идею приостановили, но когда началась пандемия, то вопрос со сбором не был снят с повестки дня.
Одно из главных требований Роспотребнадзора при заселении в гостиницу — это размещение гостей по одному человеку в номере. Исключения – члены одной семьи. Как вы считаете, насколько эта мера эффективна?
Геннадий Ламшин: В последней редакции рекомендаций есть пункт «размещение преимущественно одноместное или семейное». На днях Роспотребназор прокомментировал это правило так: «Мы имеем в виду, что не стоит заселять в один номер не контактирующих в обычной жизни людей». Размещение дается на откуп гостинице. Будут расселять, как и прежде, однако отвечать за все последствия будет гостиница.
Сколько понадобится времени, чтобы восстановить довирусный уровень дохода?
Геннадий Ламшин: По оценкам экспертов на довирусный уровень мы выйдем примерно во втором квартале 2021 года. Внутренний туризм не будет развиваться семимильными шагами хотя бы потому, что большинство людей просто боятся куда-то ездить.
Когда период острой пандемии закончится, то отели вновь будут работать в полную силу. У большинства людей сильно просядут доходы, им будет выгоднее брать номер в хостеле, а не в отеле. Как долго у хостелов сохранится такое преимущество?
Геннадий Ламшин: Я думаю, что у хостелов не будет преимуществ, потому что сейчас их стало меньше. Все из-за закона, по которому хостелы запрещено размещать в жилых домах. Но даже те, которые работают официально, закрываются. Плюс ко всему, в хостелах есть комнаты, где могут жить от 4 до 12 человек, а значит и риск заразиться выше. Низкие цены на хостелы не станут преимуществом, потому что для людей безопасность – это приоритетный фактор.
Насколько эффективны меры правительства по поддержке туризма?
Геннадий Ламшин: Какие-то меры поддержки есть, но они несущественны. Правительство признало, что турбизнес и гостиничный бизнес вошли в 8 отраслей, которые пострадали от коронавируса. Если говорить о финансовой помощи, то она включает в себя МРОТ на одного сотрудника для малых и средних предприятий при условии, что сохранено 90% штата. Но к сожалению, у нас много больших предприятий, которые не получат ничего.
Осенью ожидается вторая волна коронавируса. Стоит ли сейчас открывать гостиницы, если скоро их опять закроют?
Геннадий Ламшин: Если опираться на экспертов-эпидемиологов, то осенью обязательно будет всплеск. Но так бывает с любым гриппом или ОРВИ. Если у нас появится вакцина к сентябрю, то тогда мы это легко переживем, и можно будет строить планы.
Какими критериями должна обладать гостиница, чтобы не погибнуть во время пандемии? Как гостиничный бизнес перестроил свою работу в период пандемии?
Геннадий Ламшин: Главное свести к минимуму свою затратную часть. Проще всего будет пережить кризис тем, у кого была солидная финансовая подушка – это большие гостиницы и сетевики. Если у них есть запасы на 3-4 месяца, то это очень хорошо, потому что у большинства гостиниц либо этого нет, либо хватит на месяц.
Что вы можете посоветовать владельцам отелей и гостиниц?
Геннадий Ламшин: Главное – эффективное управление. Если вы сами не справляетесь с кризисом, то доверьте это дело профессионалам, которые постараются снизить риски закрытия гостиниц.
Возврат к рубрике Разговор о финансах с Анной Ворониной
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.