Дмитрий Быкадоров, эксперт по подбору персонала и карьерный консультант, в эксклюзивном интервью Анны Ворониной для «Русбанкрота» рассказал о том, имеет ли смысл менять работу в период пандемии, почему стабильность – иллюзия и что делать, если работодатель не выплачивает заработную плату.
Дмитрий, мне и моим знакомым топ-менеджерам позвонило уже ни одно рекрутинговое агентство, попросив обновить свое резюме. Получается, у топовых позиций будет всплеск предложений?
Д.Б.: По данным hh.ru по сравнению с апрелем 2019 количество вакансий в категории «Высший менеджмент» снизилось на 24%. Так что говорить о всплеске у ТОПов не приходится. Будут востребованы антикризисные менеджеры с успешным опытом прохождения предыдущих кризисов и все, кто завязан на онлайн – телемедицина, образование, сфера развлечений, торговля.
За счет чего будут двигаться эти позиции? Допустим, раньше директор департамента получал 500 тысяч рублей, а когда пришел кризис, его меняют на того, кто готов работать за 300 тысяч?
Д.Б.: Как говорится, коней на переправе не меняют. Если, конечно, конь еще тянет. Вряд ли разумный собственник или директор будет менять проверенного и эффективного менеджера с целью сэкономить 200 тысяч рублей. Возможно перераспределение функций в сторону увеличения и оптимизация неэффективных кадров, но найм нового сотрудника – это всегда риски, а лишние риски бизнесу сейчас ни к чему.
Мы видим, что на улицу выходит большое количество безработных – это история про низкоквалифицированные кадры. Если в прошлые кризисы эйчары рекомендовали им переучиваться или совершенствовать свои умения, то что порекомендовать им сейчас?
Д.Б.: За последние годы многократно избита тема того, что сейчас невозможно выбрать профессию на всю жизнь. Поэтому учиться и совершенствовать основные и смежные навыки необходимо постоянно. Анализировать изменения в мире: глобальные и локальные. Примерять свой опыт и навыки к растущим секторам, доучиваться по необходимости.
К сожалению, и в спокойное время (хотя уже сложно вспомнить, когда это было) не у всех есть возможность откладывать про запас. Поэтому лучше зарабатывать хоть что-то, чем ничего.
В 2014 году у меня было много запросов от бывших сотрудников автомобильной отрасли, которых сократили в кризис. Далеко не все смогли быстро адаптироваться к новой реальности. После хорошей должности и зарплаты в немецком автогиганте они пытались найти аналогичные варианты. Через год(ы) безуспешных поисков понимали, что есть предложения только от китайских производителей за меньшие деньги. Соглашались, поскольку запасы иссякли, но уходили через 3-4 месяца из-за совершенного иного подхода к организации рабочего процесса и чуждой корпоративной культуры.
Я знаю, что вы консультируете людей по вопросу управления своей карьерой. Сейчас, в период пандемии, есть ли смысл менять работу тем, кто засиделся и давно подумывал это сделать?
Д.Б.: Для тех, кто осознанно подходит к планированию карьеры, могут открыться дополнительные возможности. Стоит держать руку на пульсе, больше общаться с экспертами, искать новые рынки и вызовы. Но особенно ответственно оценивать риски. Есть свежие примеры, когда компании отзывали офферы, когда кандидат уже уволился с прежнего места работы. Так было и в 2014-м, когда американская компания под предлогом санкций сократила сотрудника в первый месяц работы.
Когда ты садишься в удобное красивое кресло, кажется, что можно сидеть в нем вечно. Но ножка все равно затекает и хочется пройтись или пересесть. Такая аналогия уместна и в сфере работы. Насколько это в принципе может быть полезно – менять работу в кризис?
Д.Б.: Давно пора осознать, что стабильность – это иллюзия, морок, мираж. Кризисы, которые происходят все чаще, только подтверждают это.
Менять ли работу? Все очень индивидуально. У меня есть клиенты-компании, в которых минимальная текучка. Где сотрудники развиваются вместе с компанией, получают новые знания и навыки, где растет их компенсация и признание. А есть компании, где становится скучно уже на испытательном сроке. Это прямой путь к выгоранию со всеми вытекающими последствиями и непонятной перспективой при поиске новой работы.
Многие сотрудники испытывают большой стресс, потому что и руководство находится в стрессе: оно требует повышать эффективность, ежеминутно отчитываться о проделанной работе и быть на связи 24/7. Как сотруднику выстроить коммуникацию с руководителем, чтобы снизить напряжение?
Д.Б.: Мне довелось посмотреть на бизнес со всех сторон. Актуальный кризис – отличное время, чтобы снять привычные маски, постараться понять друг друга, стать партнерами. Мы находимся в одной лодке, и от слаженных действий всей команды зависит успех путешествия. Время начать говорить друг с другом открыто и честно. Руководству приходится решать нестандартные задачи, принимать сложные решения о судьбе бизнеса и людей. Им тоже сложно перестроиться на новый формат работы. И им точно не надо тратить ресурсы на микроменеджмент. Возьмите инициативу в свои руки, обсудите показатели вашей эффективности и формат контроля. И по возможности делайте больше, чем обычно.
Есть вероятность, что многие после пандемии останутся на удаленке или перейдут на гибридный формат работы. Надо учиться оптимальной организации своей работы.
Дистанционное общение – насколько оно эффективно в работе, и как его построить правильно?
Д.Б.: Я не планировал быть частным консультантом. Но моя компания (кадровое агентство) не пережила кризис 2008 года. В один месяц все клиенты остановили найм, некоторые даже сократили только что нанятых кандидатов. Казалось, мир остановился. Полгода забвения, но постепенно бизнес стал оживать, и вновь потребовалась моя экспертиза. Возвращаться к прежнему формату не хотелось, поэтому я стал встречаться с кандидатами в кафе. Было много сомнений, что они воспримут это нормально, но отказы были крайне редкими. И что интересно, отказывались кандидаты на начальные позиции. Чем выше уровень, тем адекватнее реагировали на подобный формат. Все чаще стал использовать Skype, который раньше был нужен только для подбора в регионах. И тут ситуация повторилась – чем выше уровень позиции, тем адекватнее реакция кандидата.
Пока дистанционный формат не стал для всех привычным, будут сложности, как технического, так и психологического характера.
Важно обеспечить стабильную связь, подготовить альтернативный канал, быть готовым использовать все имеющиеся на рынке приложения.
Отдельно хочу сказать – в любом общении неприемлемо перебивать собеседника. Особенно это фатально в онлайн.
Организуйте рабочее место, где вы не будете отвлекаться. Это, наверно, самое сложное. Если такой возможности дома нет, используйте ближайшее кафе или коворкинг.
Работа многих должностей, например, топ-менеджеров, строится на доверии с руководством. Как не потерять эту тонкую нить в условиях самоизоляции?
Д.Б.: Доверие основывается на двух факторах: характере и компетентности. Характер – ваша честность, мотивы и намерения в отношении людей. Компетентность – ваши навыки и результаты. Отвечайте за свои слова, проявляйте разумную инициативу, контролируйте эмоции, поддерживайте коллег – все просто.
Большому количеству сотрудников сокращают заработную плату. Знаю такие случаи, когда выплачивают деньги, но просят стопроцентно вернуть их обратно – так компании хотят избежать нарушения новых правил. Что должен делать работник, как защитить себя?
Д.Б.: Это очень грустная и болезненная история, которая коснулась, в том числе, моих родных и друзей. Например, в ряде государственных компаний, которые в сознании многих до сих пор являются гарантом стабильности, переводят сотрудников на трехдневную рабочую неделю с пропорциональным уменьшением дохода. Не все могут обеспечить прожиточный минимум на эти деньги.
Если откинуть эмоции и постараться сделать трезвый анализ ситуации, мы получим, что:
Порядочные руководители пытаются сохранить бизнес и команду, но для спасения важна слаженная работа всего коллектива. Придется затянуть пояса и работать больше, чем обычно.
Другие же сокращают людей просто под предлогом общей паники и неразберихи. С такими надо расставаться без сожалений, взяв положенное по закону (юристы и карьерные консультанты в помощь). Я за то, чтобы работать с первыми.
Хочется узнать ваш прогноз: насколько сейчас реально поднять свои зарплатные доходы? Насколько этому способствует ситуация на рынке труда?
Д.Б.: Очень это неблагодарное занятие, делать прогнозы. Вспомнить хотя бы прогнозы по изменению курса валют, которые каждый день делают «эксперты» различных финансовых компаний – как минимум половина из них ошибочны.
Поэтому я буду говорить про вероятность – шансы есть. Как я уже говорил, нужны антикризисные менеджеры. Наблюдаю повышение спроса на руководителей в логистике, способных работать руками и заменить собой отдел, или организовать локализацию производства (фарма). Стабильно высокий спрос на разработчиков программного обеспечения.
Очень надеюсь, что кризис вернет уважение и даст адекватную компенсацию труда медицинских работников.
Возврат к рубрике Разговор о финансах с Анной Ворониной
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.