Недавно состоялся очередной бизнес-пикник Общероссийского движения предпринимателей, организованный бизнесменом, общественным деятелем и музыкантом Андреем Ковалёвым. В интервью Анне Горчаковой для «Русбанкрот» он рассказал о последствиях пандемии и о том, что сейчас волнует предпринимателей.
В этом году был не первый бизнес-пикник Общероссийского движения предпринимателей, но по-своему особенный – встреча бизнесменов после пандемии. Как коронавирус повлиял на общую тематику и настроение слета?
Андрей Ковалев: В этом году я не давал рекламу слета. Все, кто приехали, а это почти 10 000 человек, узнали о нем из моих страниц в Instagram, Facebook и в других соцсетях. Я опасался, что будет наложен запрет на проведение мероприятия, но все обошлось и оно состоялось.
Главным событием пикника была панельная дискуссия на тему «Есть ли бизнес после коронавируса?». Это, пожалуй, именно то, что повлияло на тематику слета.
На бизнес-пикнике прозвучало высказывание: «Перестаньте надеяться на власть!». Но разве бизнесу не нужны реформы в законодательстве и государственная поддержка?
Андрей Ковалев: Эти слова сказал не я, и с моей точки зрения это неправильно. Важно помнить, что не мы для власти, а власть для нас. Мы нанимаем власть для того, чтобы она делала то, что мы ей скажем. Это наши наемные менеджеры. Поэтому бизнесу нужны не просто реформы в законодательстве и государственная поддержка, а мощные реформы и мощная поддержка.
Если во всем мире в период пандемии поддержка 15-20% от ВВП, то у нас, по официальной статистике, 1,2%. А на самом деле, я думаю, она стремится к 0.
Вы также сказали, что послабления налогов во время пандемии не было, и нет. Но во время вируса были введены и отсрочки, и налоговые каникулы. Разве это не то самое послабление?
Андрей Ковалев: Отсрочки и налоговые каникулы были введены для очень узкого круга предпринимателей. Это же касается и льготных кредитов по ставке 2%. Общего серьезного влияния на бизнес это не оказало.
Вот вам пример исполнительской дисциплины: на очередной встрече с предпринимателями (там, где плакала Анастасия Татулова), президент дал поручение вице-премьеру снизить налог на кадастр и аренду земли. Прошло больше полугода – ничего не сделано.
Несколько раз со сцены от вас звучала фраза о том, что вы не хотите революции, а хотите реформ. Проводя это мероприятие, вы рассчитывали на получение диалога со властью? Или какая была цель?
Андрей Ковалев: Мы только в начале пути, а наша цель – создать движение предпринимателей, объединяющее, как минимум, 10, а лучше 20 миллионов человек. И не только предпринимателей, а всех, кто просто хочет жить счастливо и богато в России.
Нам нужно оказать на нее мягкое воздействие, чтоб побудить ее к реформам и поддержке бизнеса.
Продолжая тему коронавируса и предпринимательства. На слете Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, рассказала о том, что в ее сфере иллюзии об удивительных изменениях продукта разрушились. Клиент возвращается в оффлайн-тренировки и не планирует заниматься в онлайн так много, как фитнес-индустрия рассчитывала. Почему так происходит? И есть ли сферы, где на самом деле произошли изменения?
Андрей Ковалев: Говоря о том, что мы проснулись в другом мире после коронавируса, все-таки надо понимать, что привычки людей не могут кардинально измениться. Конечно, поход в ресторан, поход в торговый центр, поход в фитнес-центр – все это осталось. Вот у меня дома есть свой фитнес-зал, но вы меня не заставите в нем заниматься. Нужна атмосфера. И поэтому через какое-то время все мы вернемся к привычному.
Да, очевидно, что будут стоять другие системы очистки воздуха, другие системы безопасности, проверки температуры и т.д. Тренажеры будут стоять реже, дальше друг от друга, но все равно – суть останется.
Ну а в моем бизнесе, в области коммерческой недвижимости, я не могу заметить какой-то резкий спад желающих арендовать офис, хотя все говорили о том, что перейдут на онлайн и офисы больше не нужны. Нет, мы этого не видим. Например, бизнес-парк «Дербеневский» заполнен на 100%, бизнес-парк «Ультрамарин» заполнен на 100%. Единственное, что я вижу – люди хотят экономить, в том числе и предприниматели. Теперь они арендуют недорогие офисы меньшей площади, и это разумно. Но поскольку я всегда работал в сегменте C и B, то у нас наоборот приток клиентов из класса А.
На онлайн-платформах слета вы довольно подробно поясняли, какую пользу слет принесет участникам. Но какую пользу это принесло лично вам, с учетом, что вход на бизнес-пикник был бесплатным?
Андрей Ковалев: Я уже почти 3 года провожу огромное количество бесплатных мероприятий: бизнес-лекции, бизнес-форумы, консультации, семинары, различные виды нетворкинга.
Цель простая. Во-первых, помочь начинающим предпринимателям, чтоб они не сделали тех же ошибок, что сделал я и мои коллеги. Во-вторых, спасти их из цепких и жадных рук инфоцыган. Жалко, когда люди попадаются на удочку мошенников и их бизнес рушится. Грустно, видеть их потухшие глаза, ведь молодые предприниматели – это будущее нашей страны.
Каким спикером, а точнее тем, что смогли его заполучить, вы гордитесь больше всего?
Андрей Ковалев: Вы знаете, все спикеры, которые выступали, это мои близкие друзья и близкие знакомые. Они уже не первый раз у нас. Я, конечно, очень хочу, чтоб у нас выступил Сергей Галицкий и Валентин Гапонцев. Тем более у Гапонцева есть предприятие у нас во Фрязино. Я считаю, что он наш Илон Маск.
Андрей Ковалев: Удивительно и приятно то, что я не получил ни одного отрицательного отзыва. Люди с пониманием отнеслись к отсутствию стульев. Надо понимать, что наше следующее мероприятие соберет минимум 200 000 человек и 200 000 стульев физически невозможно установить.
Давайте вспомним любой крупный фестиваль, например, «Нашествие», на котором люди 3 дня, стоя, слушают любимые группы и никаких проблем не возникает.
Поэтому общий итог – это четко сформулированное желание всех предпринимателей объединиться, отстаивать свои права, сделать атмосферу для бизнеса в нашей стране гораздо лучше.
Андрей, и последний вопрос, будет ли у нас вторая волна?
Андрей Ковалев: Вторая волна уже идет. Пока еще власть справляется с этим – места в больницах есть. Но если будет принято решение закрыть бизнес, то потери в первую волну (20% предпринимателей) станут лишь началом. Еще половина бизнесменов уйдет. Причина простая – у предпринимателей вместо денежных запасов остались только долги. Поэтому я жду от власти мощной поддержки бизнеса, иначе России конец.
Возврат к рубрике Разговор о финансах с Анной Ворониной
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.