Специфика заключения мировых соглашений с ФНС в банкротстве

Специфика заключения мировых соглашений с ФНС в банкротстве

Специфика заключения мировых соглашений с ФНС в банкротстве

Заключение мировых соглашений с Федеральной налоговой службой (ФНС) в рамках процедур банкротства имеет свои особенности, которые определены законодательством и нормативными актами, но также имеются нюансы применения норм судами. Подробнее об этом - в статье Романа Волкоморова, адвоката, члена коллегии в Филиале МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре» в Тюмени.


Можно найти информацию о том, что Порядок разграничения полномочий между центральным аппаратом ФНС и территориальными органами в банкротстве был утвержден еще в 2012 году. В нем содержится указание на обязательное согласование с ФНС решений по вопросам утверждения мировых соглашений. Исключением является лишь принятие территориальным органом решения «против» утверждения мирового соглашения или заключение мирового соглашения в деле о банкротстве гражданина, в том числе ИП. В актуальном регламенте ФНС России, утвержденном в 2014 году, предусмотрена соответствующая возможность заключения мировых соглашений руководителем службы без ограничения. Полномочия могут быть переданы по доверенности сотрудникам территориальных налоговых органов. Однако в тот период времени заключение мирового соглашения с ФНС в банкротстве было проблематичным.

Для понимания вопроса не стоит руководствоваться предписаниями, содержащимися в порядке голосования уполномоченного органа, утвержденного приказом Минэкономразвития от 03.08.2004 N 219. Названный нормативный акт определяет только процедуру голосования уполномоченного органа на собраниях кредиторов несостоятельных должников по вопросу в том числе об утверждении мирового соглашения. Этот порядок голосования налоговой не исключает возможности утверждения судом мирового соглашения в случае, если уполномоченный орган голосовал против принятия решения о его заключении. Более того, он не предназначается для широкого применения вне налоговых органов.

Уместно упомянуть что в начале 2022 года на базе налоговой инспекции создана Площадка реструктуризации долга. На этой площадке создаются необходимые условия для того, чтобы должники и кредиторы находили необходимые и достаточные способы урегулирования задолженности различного происхождения. Поиск условий урегулирования происходит при содействии ФНС России. Например, могут проводится совместные совещания с участием сотрудников центрального аппарата ФНС, местной налоговой, должника и его кредиторов. Из официальных данных следует, что по состоянию на 01.12.2023 года с помощью этой площадки заключено мировых соглашений на 37 млрд. руб., рассмотрено 5,4 тыс. обращений.

Нормативные основы и специфика заключения мировых соглашения закреплены в Налоговом Кодексе РФ. Условия любого мирового соглашения должны соответствовать налоговому законодательству. В противном случае такое мировое соглашение будет безусловно отменено судом. Указанная правовая позиция содержится в определении ВС РФ от 27.05.2019 N 305-ЭС18-25601 по делу N А40-150430/2014.

Запрещается включать в предмет соглашения такие положения, которые предусматривают изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены налоговым законодательством. Например, нельзя включать в предмет мирового соглашения положения о снижении применимой ставки налогов, менять в том числе незначительно правила начисления санкций или положения, освобождающие налогоплательщика полностью или в части от уплаты фискальных платежей за определенные налоговые периоды или по определенным операциям. Такие разъяснения содержатся в п.п. 26, 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе".

Учитывая, что мировые соглашения содержат положения о порядке уплаты признаваемых налогоплательщиком сумм, то соглашения могут предусматривать рассрочку либо отсрочку по уплате обязательных платежей. Налоговый закон понимает под рассрочкой или отсрочкой перенос обязанности по уплате налогов. В свою очередь такой перенос обязанности по уплате обязательных платежей не должен противоречить положениям главы девятой Налогового кодекса. Перечень оснований для переноса налоговой обязанности уплаты налогов предусмотрен в пункте 2 статьи 64 НК РФ. Таких оснований несколько, но к банкротству имеет отношение лишь одно — это угроза возникновения признаков банкротства у налогоплательщика в случае единовременной уплаты налога. Есть также специальная обновленная методика, по которой можно определить возможные признаки неплатежеспособности должника.

При этом возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) налогоплательщика является основанием отказа в рассрочке или отсрочке уплаты налогов. Это прямо закреплено в пп. 6 п. 1 ст. 62 НК РФ.

Однако судебная практика содержит многочисленные случаи, когда уполномоченный орган идет на примирение в рамках возбужденной процедуры банкротства. Примеры таких случаев можно найти в открытых источниках, таких как картотека арбитражных дел.

Например, Определением Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2023 по делу А40-226104/2022 было утверждено мировое соглашение по обязательным платежам в размере более 446 млн. руб., что привело к прекращению производства по делу о банкротстве. В данном случае предусматривалось погашение равными ежемесячными выплатами в течение двух лет задолженности по страховым взносам и в течение одного года по налогам и сборам, а физическое лицо предоставило в залог земельный участок ФНС.

В другом случае Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа утвердил мировое соглашение в деле № А81-12276/2022 о банкротстве ООО «Ноябрьское», где предметом соглашения стала задолженность по обязательным платежам на сумму более 1,6 млрд. руб. Согласно этому мировому соглашению, погашение предусмотрено также равными ежемесячными частями, но уже в течение трех лет. При этом должником и еще одним юридическим лицом был предоставлен залог имущества общей кадастровой стоимостью более 5,3 млрд. руб.

Таким образом, очевидно, что ФНС России стремится искать пути урегулирования налоговых долгов, включая ситуации, отягощенные банкротством налогоплательщиков. Однако важно учитывать условия переноса обязанности по уплате обязательных платежей, установленные в Налоговом кодексе РФ и ориентироваться на них.


Фото из личного архива Романа Волкоморова

 



05.03.2024


Читайте также:


Возврат к рубрике Люди



Поделиться в соцсетях:




Cackle