Процесс банкротства регулируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Понятие уже стало привычным для предпринимателей и большинство в целом понимает, как проходит процедура. Если организация сталкивается с намерением кредитора обанкротить ее, скорее всего, иск о признании должника банкротом уже подан, значит до этого уже были суды, значит процедура более-менее понятна.
А вот с медиацией дела обстоят иначе. Многие даже путают «медиацию» с «медиТацией». Просто потому что не сталкивались и не стремятся, не понимая функционал и пользу медиативного регулирования. Подробнее об инструменте медиации, непосредственно в банкротстве, - в своей статье рассказывает Рустам Форуги, эксперт по экономической безопасности бизнеса и медиации CEO «Закон и консалтинг», антикризисный управляющий.
Итак, медиация регулируется Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ.
Из названия очевидно, что медиатор – это посредник между кредитором и должником. Акцент ставлю именно на определение сторон переговоров как «кредитор-должник». Ниже я разберу именно медиацию при банкротстве.
Цель медиации и обязанность медиатора – если не свести на 0 претензии кредитора, то хотя бы минимизировать требование к должнику. Но сделать это так, чтобы обе стороны остались довольны. Задача добиться уменьшения требований кредитора и дать возможность должнику остаться на плаву. Здесь важно сразу определить понятийный синоним слову медиация – это уступки. И уступки встречные.
Результат отличной работы медиатора - не полная оплата долга и снятие вопроса по банкротству, а согласование альтернативных решений. Есть масса «непрямых» вариантов удовлетворения требований кредитора – от дальнейшего сотрудничества на более выгодных условиях для кредитора до иных вариантов закрытия долга: уступка права требования, передача крупного клиента, помощь в выходе на иной рынок/площадку сбыта, помощь в закрытии дебиторской задолженности по другим контрагентам кредитора и прочее. Умение видеть, находить, разрабатывать алгоритм и добиваться согласования альтернативного решения спора и определяет уровень экспертности и таланта медиатора.
На моей практике, в 99% случаев услугу медиации заказывает должник и договаривается с кредитором о выборе медиатора. В принципе, это очевидно. Ибо должник хочет решить вопрос с кредитором.
Желание должника решить вопрос с кредитором через медиацию создает ряд сложностей, которые должен решить медиатор для достижения успеха.
Приведу в пример совсем свежий кейс:
В декабре ФНС выиграла суд и в феврале подала иск в арбитражный суд о намерении обанкротить должника.
Принятый судом иск на месяц был оставлен без рассмотрения, так как ФНС не предупредила должника почтовым отправлением. Это сыграло на руку должнику в момент, когда я включился в медиацию.
Для выработки позиции были проанализированы возможности и желание должника, а также его мотивация к решению проблемы. Дело в том, что должник планировал ликвидацию своей организации, а банкротство со стороны налоговой могло бы подтолкнуть вступление новых кредиторов в реестр, соответственно, с требованиями в конкурсную массу. А это значит невозможность ликвидации. Надо отметить, что должник не уходит от ответственности, а договорился со всеми кредиторами о мировых соглашениях либо переуступке прав требований к 3-м лицам через договор цессии. Но есть риск, что кто-то из кредиторов откажется от заключения мирового соглашения с уступками и присоединится к ФНС в процедуре банкротства.
На медиативных переговорах с ФНС присутствовали должник, руководитель отдела банкротства ФНС и руководитель правового отдела ФНС, удалось достичь следующих результатов:
Должник выбрал второй вариант, так как в таком случае, пока иск ФНС не будет рассмотрен и принят судом, иные кредиторы не смогут подать свой иск и появляется время, чтобы расплатиться по долгам со всеми кредиторами без процедуры банкротства.
Таким образом, через медиацию достигли результата, устраивающего обе стороны. Для ФНС – положительная динамика платежей по долгу, хоть и с рассрочкой, для должника – выиграно время решить вопрос с другими кредиторами в обход банкротства организации.
Таким образом, медиация — это эффективный способ, который за счет своей гибкости и лояльности к сторонам конфликта, может быстро и экономически выгодно решить возникшие споры, даже в банкротстве.
Так как суд уже состоялся, вас признали должником, то перед медиатором две задачи: договориться с основным кредитором и минимизировать сопутствующие риски.
Поэтому важно рассказать все и показать все документы. Важно понимать, кто еще может подключиться в конкурсную массу и «нейтрализовать» их. Необходимо также, к примеру, знать, кто именно принимал то или иное решение, которое привело к экономическому спору (учредители, генеральный директор, руководители структурных подразделений). Важно определить возможности должника для урегулирования спора, что медиатор может предложить, какими аргументами оперировать. И так далее.
После изучения ситуации медиатор готовит так называемую «дорожную карту» проекта, где описаны все шаги и ожидаемый результат на каждом этапе. И по мере развития событий вносит коррективы. Бывает, что достаточно одной встречи сторон и медиатора (такое бывает не так и редко, при профессиональном и глубоком подходе), иногда процесс разбивают на несколько этапов, постепенно создавая структуру win-win для каждой стороны.
Фото из личного архива Рустама Форуги
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.