С середины прошлого года Минэкономразвития Российской Федерации пытается реформировать правовые основы процедур банкротства. Первая попытка протащить законопроект в Правительство без учета мнения профессионального и предпринимательского сообщества провалилась – законопроект отправлен на доработку с учетом серьезных недочетов, выявленных государственно-правовым управлением Администрации президента.
15 января 2021 года письмо Минэкономразвития России с новым проектом закона было направлено в ведущие деловые сообщества («Деловая Россия», РСПП, ТТП), однако в данном законопроекте не устранены концептуальные замечания государственно-правового департамента Администрации Президента РФ и деловых сообществ.
Эксперты из Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства отметили, что в законопроекте из компетенции собрания кредиторов исключили принятие решений по процедуре (кроме перехода от конкурсного производства к реструктуризации долгов и наоборот) и по кандидатуре (кроме кандидатуры антикризисного управляющего). Тем самым существенно снижена роль кредиторов в деле о банкротстве, что может негативно повлиять на антикризисные мероприятия по восстановлению бизнеса должника, реализуемые через скупку задолженности потенциальным инвестором.
В проекте также отмечено, что если арбитражный управляющий не предоставит в суд свой отзыв, на него могут наложить штраф в размере 100 тысяч рублей. Однако в Ассоциации напомнили, что в соответствии с п. 1 ст. 119 АПК РФ штраф для граждан не может превышать 5000 рублей, для должностных лиц – 30 000 рублей, для организаций – 100 000 тысяч рублей.
Эксперты подвергли критике и процедуру выбора арбитражных управляющих, предложенную Минэкономразвития. Этот вариант балльной системы назвали слишком сложным. Ассоциация, в свою очередь, предложила упростить ее путем возложения на СРО процедуры формирования рейтинга арбитражных управляющих (с учетом квалификации, стажа, количества и качества процедур и т.д.). Предполагается, что СРО также займутся выгрузкой рейтинга в регистр арбитражных управляющих. Далее суд проведет случайный выбор нескольких кандидатур, направит им запросы о согласии ведения процедуры и назначит арбитражного управляющего, представившего в установленный срок согласие на ведение процедуры (а в случае нескольких кандидатур, давших согласие – управляющего с более высоким рейтингом и меньшим уровнем загрузки).
В Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства отметили и другие недочеты законопроекта. К примеру, непонятно, как следует поступать в случае конкуренции между заявлением о признании должника банкротом и заявлением о введении реструктуризации долгов.
Эксперты заметили и то, что в проекте закона срок реструктуризации оценен в «не более чем 4 года с момента утверждения арбитражным судом», а в дальнейшем может быть продлен.
Вопросы у профессионального сообщества вызвал у пункт, согласно которому на арбитражного управляющего возлагается ответственность за нереализацию имущества на торгах. Эксперты отмечают, что это не соответствует целям максимального удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве, т.к. в этом случае в интересах арбитражного управляющего будет выставление имущества на торги по минимальной цене.
Специалисты Ассоциации добавили и конкретные предложения к законопроекту:
Об остальных комментариях экспертов к законопроекту и предложениях профессионального сообщества читайте в прикрепленном файле.
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.