Кризисное состояние мирового авторынка было очевидным уже в начале года. Однако события последних недель, связанные с глобальным распространением болезни COVID-19, могут стать дополнительным фактором масштабного обвала, какого рынок не знал уже много лет. Последний серьезный обвал произошел во время кризиса в 2014-2015 гг. – тогда продажи легковых авто упали почти на 30%.
На этот раз, как прогнозируют специалисты консалтинговой фирмы LMC Automotive, негативный сценарий развития событий может привести к обрушению рынка на 23% по итогам текущего года.
Негативная динамика на автомобильном рынке была видна уже в начале 2020 года, когда о пандемии, ценах на нефть, волатильности национальных валют и прочих приметах сегодняшнего дня никто даже не задумывался. По итогам прошлого года стало ясно, что глобальный рынок сократился на 4,4%. Это был рекордный для последних лет результат падения.
В России ситуация выглядела немного лучше. Никита Быков, генеральный директор компании Automama, отмечает, что за последние 5 лет общее количество автодилеров сократилось более чем на 15%.
Однако то, что в прошлый раз многие выжили благодаря доходам от сервиса, не поможет в этот раз, поскольку в период пандемии этих доходов уже не будет.
Многие потенциальные покупатели, даже располагающие средствами, предпочтут просто отложить приобретение машины «до лучших времен». В дальнейшем начнет сказываться отсутствие поставок, уменьшение количества имеющихся в наличии машин и сокращение модельных линеек.
Чем было вызвано падение продаж и уровня спроса в мировой отрасли? Аналитики отмечали, что серьезную роль в этом играла торговая война, которую США и Китай вели на протяжении прошлого года. Кроме того, весомым фактором стало введение новых экологических стандартов в ряде стран. Усиление стандартов борьбы за экологию последние годы снижало массовый спрос на бензиновый и дизельный автотранспорт. Эксперты указывают на рост продаж электровелосипедов и развитие сервисов каршеринга.
Сергей Земелькин делает «оптимистичный» прогноз о том, что нынешняя пандемия коронавируса может приостановить тренд на развитие каршеринга. Тем самым, в отдаленной перспективе, это окажет поддержку продажам автомобилей в индивидуальное владение.
Однако прогнозы большинства экспертов на ближайшую перспективу очень далеки от оптимизма.
Сокращение доходов в 2-3 раза в нынешней ситуации выглядит вполне закономерным, если не принимать во внимание возможных мер со стороны Правительства. «Поддержать рынок может госпрограмма по автокредитованию и другие правительственные меры по поддержке бизнеса и населения», – полагает эксперт.
В Европе начало года было ознаменовано экономическим спадом, вызванным проблемой выхода Brexit. Снизились показатели ведущих автогигантов, таких как Ford, Volkswagen и др. Компания Nissan в Европе продемонстрировала падение продаж почти на 25%. В Италии продажи упали на 7,5%, а в Испании на 8%. Новые стандарты, необходимые для определения расхода топлива, вынудили ряд производителей прекратить поставку моделей, не прошедших сертификацию. Тогда казалось, что катастрофа неминуема. Но все может быть еще хуже.
Уже в феврале продажи новых авто сократились почти на 20%. И если в США еще можно было увидеть небольшой рост в 8,3%, то рынок Поднебесной рухнул практически на 80%. Всеобщий паралич, вызванный эпидемией, остановил продажи. По оценкам аналитиков, около двух третей в этом падении объемов продаж на мировом рынке приходится именно на Китай, а также США и страны ЕЭС. Учитывая, что практически треть всего транспорта, производимого в мире, последнее время потреблял рынок КНР, то сокращение рынка на 44% по итогам первых двух месяцев этого года оказало негативное влияние на весь глобальный рынок. И хотя Китай после эпидемии постепенно приходит в себя и заново запускает остановленные производства, отрицательное влияние пандемии на мировой ВВП неминуемо.
Не намного лучше ситуация выглядит и в России. Согласно прогнозу гендиректора Automama Никиты Быкова, если по результатам 2020 года спад продаж новых автомобилей составит не более 20-25%, то рынку еще повезет. Введенные меры по ограничению торговли могут продлиться до конца апреля или даже мая. Он отмечает, что трафик покупателей по заходам с досок объявлений и из интернета (основной для классических дилеров) был стабильным до введения ограничений на розничную торговлю.
Даже после того, как торговля начнется вновь, спад продаж будет очень существенным. По мнению Никиты Быкова, спад на 30-50% вполне возможен в результате одновременного влияния нескольких факторов:
роста цен в результате девальвации национальной валюты;
сокращения сбережений населения за время пандемии;
увеличения числа безработных;
роста просрочки по действующим кредитам и сокращения выдачи банками новых автокредитов.
Многие мировые автоконцерны в сложившейся ситуации всерьез думают о переоснащении своих предприятий для производства медицинского оборудования, столь необходимого в ситуации борьбы с последствиями пандемии. Заводы Ford и GM в США уже начали производство аппаратов для вентиляции легких. Аналогичная ситуация складывается и на предприятиях других стран. Автопроизводители, скорее всего, и после завершения пандемии будут закрывать сборочные предприятия, а отдельные марки могут просто перестать существовать.
Наш собеседник подытожил, сообщив, что если денег не хватает на новые автомобили, то спрос смещается на автомобили с пробегом. Таким образом, ландшафт авторынка может измениться до неузнаваемости.
Возврат к списку Банкротства и Ликвидации
Поделиться в соцсетях:
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.