ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ:
26 Ноября 1943 Воркута получила статус города.1934 в Новосибирске открыто трамвайное движение.1394 Сеул становится столицей Кореи.
Авиакомпания «Таджик Эйр» в ближайшее время может быть объявлена банкротом. Массовые увольнения (более 200 чел.), невыплаты заработной платы и закрытие ряда направлений из-за долгов перед партнерами – далеко не все причины, по которым национальный перевозчик Таджикистана может быть выставлен на торги и продан по низкой цене. Причины проблем авиакомпании, как обычно бывает, носят комплексный характер и тесно связаны с поведением политических элит в среднеазиатской республике.
Одна из причин, которую чаще всего называют эксперты, связана с историей компании и тем наследием, которое «Таджик Эйр» получил из советского прошлого. Компания, основанная почти сто лет назад (3.09.1924), когда-то совершала рейсы как в страны бывшего СССР, так и в Китай, ОАЭ, Иран и Турцию. Будучи фактически государственной монополией, авиаперевозчик совершал рейсы на самолетах и вертолетах советского производства, парк которых долгое время (до 2005 года) не обновлялся. В результате осталось только шесть воздушных судов (из 31), которые пригодны к использованию в качестве пассажирских лайнеров. После того, как компания стала приобретать «старые» (25 лет и более) американские «Боинги», ситуация кардинально не улучшилась. В результате страны Европы оказались закрыты для полетов, а войти в рейтинг безопасных компаний, составляемые Jacdec, фирма не смогла.
Вторая серьезная причина банкротства – особенность ведения бизнеса в странах с авторитарным режимом, подобных Таджикистану. Семья «лидера нации», с 1994 года управляющего республикой, владеет основными видами бизнеса как в частных, так и в государственных компаниях. Основной конкурент «Таджикских авиалиний» – это компания «Сомон Эйр», которую создал Хасан Асадуллозода, шурин Эмомали Рахмона, являющийся по совместительству главой «Ориенбанка». Получив более рентабельные направления для полетов, «Сомон Эйр» оснастила свой самолетный парк новыми «Боингами». Юридически перевозчик принадлежит оффшору SDH Investment Corp, зарегистрированному на Вирджинских островах. Фактически руководит компанией шурин президента, которому принадлежит топливозаправочная компания (ТЗК), ставшая монополистом и поднявшая цены на топливо в 1,5 раза выше, чем в соседней Киргизии. Компания управляется через еще один британский оффшор (Menford Holding LTD), а руководителем является племянник владельца, Илхом Сохибов.
Старшая дочь лидера таджикской нации, Тахмина, ставшая учредителем «Агентства воздушных сообщений» (АВС), а своего мужа Д. Запипова назначившая его директором, получила монополию на продажу билетов «Таджик Эйр» с комиссией в 14%. Национальный перевозчик вынужден нести незапланированные расходы, то выделяя финансовые средства на ремонт аэропортов (Курган-Тюбе и Куляб), то вкладываясь в строительство спортплощадок в Душанбе или в строительство Рогунской ГЭС (это обязаны делать практически все крупные компании в республике). Да и как тут откажешься, если с конца 2019 года «Таджик Эйр» — это акционерное общество со 100%-й долей государства. Поговаривают, что 49% акций уже проданы в частные руки, а программа господдержки национального перевозчика, разработанная на 2018-2023 гг., должна принести свои плоды. Но кто именно и как приобретает акции (рынка ценных бумаг в Таджикистане нет) известно, видимо, только лицам, приближенным к окружению президента республики.
Что ждет компания – не берется сказать никто. Можно предполагать, что либо Tajik Air обанкротят, чтобы продать за бесценок, либо приватизируют на выгодных для семьи президента условиях. А пока национальный перевозчик продолжает выполнять рейсы по перевозке грузов топовых чиновников и состоятельных лиц республики практически даром.
Поля, помеченные знаком "*", обязательны для заполнения.
Болели ли вы коронавирусом?
Сайт Rusbankrot.ru обрабатывает cookies. Если вы продолжаете просматривать страницы, вы соглашаетесь с этим условием. Изменить настройки cookie можно в настройках браузера.